Основные признаки (черты) мирового рынка

Мировой рынок с точки зрения общей экономической теории - это прежде всего категория товарного производства, которое в громадной степени расширило всю сферу производственной деятельности экономики за счет стирания национальных границ в области производства, распределения, реализации и потребления товаров и услуг. Как мы отмечали выше, мировой рынок - это сумма, совокупность всех национальных рынков, которые и образуют мировой рынок, на котором реализуются товары и услуги, произведенные во всей мировой экономике, а также осуществляется движение материально-финансовых, трудовых и иных потоков (производных от факторов производства), обеспечивая функционирование всех составных частей глобальной экономики.

При этом главная цель экономических агентов мирового рынка, в частности компаний, банков и пр., - максимизация прибыли, что соответствует, кстати, положениям теории прибавочной стоимости Рикардо - Маркса. По Марксу, в поисках более высокой нормы прибыли, но сравнению с национальной нормой, корпорации (капитал) устремляются за границу, где они рассчитывают на получение больших прибылей за счет использования тамошних производственных факторов.

На мировом рынке действуют компании, вышедшие за пределы национальных границ в поисках сбыта своей продукции для получения большей прибыли по сравнению с той, которую они могли бы получить в пределах "своей" страны, а возможно, и не получить никакой. Мировой рынок реализуется (проявляется) в межгосударственном перемещении товаров, услуг, капиталов, технологий, рабочей силы под влиянием внешнего спроса и предложения. Носителями "перемещения" выступают экономические агенты, как правило, фирмы.

Мировой рынок способствует более рациональному использованию факторов производства и процессов МРТ и современных достижений НТП. Действующие на нем агенты могут успешно достигать своих целей только в тех случаях, когда их продукция пользуется спросом на мировом рынке.

Мировой рынок выполняет важную "очистительную" роль, когда отвергаются товары и услуги, не соответствующие международным стандартам. В этом смысле мировой рынок более "жесткий" по сравнению со многими национальными рынками.

Движение товара (и услуг) на мировом рынке приобретает межстрановой характер, который и определяет спрос на иностранных рынках.

Применяемые термины

Внешняя торговля - термин, обозначающий торговлю одной страны с другой или другими странами. Торговля между двумя государствами обычно носит название межгосударственной или двусторонней торговли.

Межстрановая торговля - термин, часто используемый для характеристики торговли в рамках количественно ограниченной группы государств (например, СНГ, ЕС, АСЕАН).

Международная (мировая) торговля - этим термином обозначают торговлю всех стран мира между собой. В рамках мировой, или международной, торговли рассматривают не только товары, но и услуги, являющиеся товаром в неовеществленной форме. Международная торговля характеризуется экспортными и импортными величинами, образующими встречные потоки обмена товаров и услуг. Основные категории международной торговли:

- экспорт - вывоз товара за границу с целью его продажи;

- импорт - покупка товара за границей для ввоза в с трану;

- торговый оборот - сумма объемов экспорта и импорта товаров в стоимостном выражении;

- торговое сальдо - разность объемов экспорта и импорта в стоимостном выражении;

- экспортная квота - годовой объем экспорта;

- импортная квота - годовой объем импорта и др.