Основные принципы социальной работы в СССР

Основные виды социального обеспечения в СССР: обеспечение рабочих, служащих, колхозников различными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам для женщин и т.д.); пенсионное обеспечение инвалидов, престарелых, а также семей, потерявших кормильца; ОГЛАВЛЕНИЕ и обслуживание инвалидов и престарелых в специально созданных домах-интернатах; профессиональное обучение инвалидов и предоставление им посильной по состоянию здоровья работы; обеспечение их протезами, ортопедическими изделиями, колясками, в том числе моторными, а инвалидов войны – автомобилями с ручным управлением.

Одним из видов социального обеспечения являлось обеспечение многодетных и одиноких матерей ежемесячными и единовременными пособиями.

Пенсии по старости назначались мужчинам но достижении 60, а женщинам – 55 лет и при стаже работы соответственно 25 и 20 лет. Работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах, на других работах с тяжелыми условиями труда, многодетным матерям, воспитавшим пять и более детей, и некоторым иным категориям рабочих и служащих пенсия по старости устанавливалась раньше на 10 или 5 лет. Во многих капиталистических странах пенсионный возраст значительно выше, чем был в СССР. Он составляет 60, 65 лет и более, при этом женщинам пенсия назначается обычно в том же возрасте, что и мужчинам.

В случае наступления постоянной или длительной нетрудоспособности (инвалидности) в СССР устанавливалась пенсия по инвалидности, в случае смерти кормильца – пенсия по случаю потери кормильца на нетрудоспособных членов семьи умершего (детей в возрасте до 16 лет, а учащихся – до 18 лет, вдову старше 55 лет и некоторых других).

Если инвалидность или смерть кормильца наступила вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или ранения (контузии, заболевания), полученного в период прохождения военной службы, пенсия назначалась независимо от длительности трудового стажа (военной службы). В остальных случаях для получения пенсии по инвалидности был необходим определенный стаж работы. Его продолжительность колебалась от одного года до 20 лет для мужчин и до 15 лет для женщин. Размер пенсии устанавливался, как правило, в процентном отношении к заработку. Он не мог быть ниже минимального и выше максимального размера, предусмотренного для соответствующего вида пенсии.

Пенсионное обеспечение в СССР осуществлялось в соответствии с Законом СССР "О государственных пенсиях" от 14 июля 1956 г. и Законом СССР "О пенсиях и пособиях членам колхозов" от 15 июля 1964 г.

Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971–1975 гг. было предусмотрено дальнейшее совершенствование социального обеспечения. Так, с 1 июля 1971 г. члены колхозов и их семьи приравнены в отношении порядка исчисления пенсий к рабочим, служащим и их семьям, значительно повышены минимальные пенсии по старости, увеличены также минимальные размеры пенсий для инвалидов – членов колхозов и для семей колхозников, потерявших кормильца.

Функции социального обеспечения в СССР выполняли не только органы социального обеспечения, но и профсоюзы, которые непосредственно управляли социальным страхованием.

В перспективе предусматривалось повысить размеры пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца и пособий в некоторых случаях временной нетрудоспособности; ввести пособия на детей семьям, в которых невысокий доход на одного члена семьи; увеличить число оплачиваемых дней по уходу за больным ребенком, установить пособия по беременности и родам для всех работающих женщин в размере их полного заработка и ввести для них некоторые другие льготы; увеличить число домов-интернатов для инвалидов и престарелых, улучшить обеспечение инвалидов средствами передвижения и протезно-ортопедическими изделиями.

Широкое и комплексное развитие социального обеспечения вызвало рост производительных сил общества, стимулировало трудовую активность работников.

Подводя итоги, можно утверждать, что в отличие от зарубежных стран, где социальная помощь и социальное страхование являлись отдельными видами защиты населения, в России они сводились только к проблемам социального здоровья. Практически не развивались различные виды помощи при дезадаптивных, девиационных, стрессовых ситуациях. Доминировали в основном идеи материальной поддержки и трудовой помощи.