Основные принципы организации массовых мероприятий

Однако указанные психологические механизмы в политических мероприятиях не запускаются автоматически. Для их проявления необходимо создать ряд условий. Поэтому при проведении массовых акций важно ориентироваться на ряд принципов, в которых учитываются особенности психологии массового поведения.

Принцип первый – символичность места. Для проведения политических митингов и манифестаций желательно выбирать площади и улицы, имеющие символическое значение. Как правило, это – центральные улицы и площади, которые у жителей города, поселка ассоциируются с важными событиями. Шествие по улице, находящейся на окраине города, будет восприниматься как менее значимое политическое явление, даже если его организаторы соберут в свои колоны достаточно много людей.

Принцип второй – массовость. Акция действительно должна быть массовой. С увеличением численности участников митинга или шествия растет ощущение масштабности события, его политической значимости. Неспособность организаторов собрать заявленное количество участников всегда воспринимается как отсутствие политической поддержки, а у людей, пришедших на акцию, появляется разочарование, неуверенность в правильности выбранных целей. Кроме того, в СМИ могут появиться сообщения о провале акции. В итоге митинг, который готовился как демонстрация народной поддержки, превратится в руках политических конкурентов в аргумент политической несостоятельности. Следует также иметь в виду, что на большой площади даже тысяча человек могут смотреться как небольшая группа. Если площадь невелика, то та же тысяча может произвести впечатление огромной толпы.

Принцип третий – атмосфера общности. Люди, собравшиеся на площади, должны ощущать свою особость, принадлежность к группе, выполняющей важную миссию. Для этого участников акции надо снабдить раздаточным материалом, символизирующим их принадлежность к группе. Это могут быть большие значки, банты, повязки, флажки, шапочки, футболки и т.д. Они помогут сделать людей в чем-то похожими друг на друга пусть даже на время, что в свою очередь неизбежно вызовет у них ощущение принадлежности к группе. Для обозначения цели акции важно обеспечить развертывание транспарантов, плакатов с лозунгами политической кампании. Средства наглядной агитации придадут акции особый облик, станут ориентиром для желающих присоединиться к ней. Для того чтобы подчеркнуть политическую принадлежность митингующих, следует развернуть флаги с символикой соответствующей партии или общественно-политического движения.

Принцип четвертый – эмоциональный настрой. Необходимо ввести собравшихся людей в такое эмоциональное состояние, которое отвечает целям проводимого митинга или манифестации. Для решения этой задачи, кроме оформления митинга и колон демонстрантов, используется музыка, которая оказывает сильное воздействие на подсознание человека, задает определенный ритм, вызывающий однотипные спонтанные реакции у многих людей.

Влияние ритма на психику человека хорошо известно с древних времен. Благодаря звуку бубна или барабана шаманам удавалось во время ритуальных действий вводить все население племени в полугипнотическое состояние. При проведении современных массовых акций обычно используется трансляция музыкальных записей. Умело подобранное музыкальное сопровождение может задать собравшимся определенный эмоциональный настрой – музыка может посеять тревогу, а может сделать настроение приподнятым и радостным. Правда, все это становится возможным только при обеспечении хорошего звучания, поэтому важно позаботиться о качестве акустических систем, иначе можно получить обратный эффект.

Современная техника позволяет использовать при проведении политических митингов специальные световые эффекты. Если митинг проводится в сумеречное время, то особая подсветка может произвести сильное психологическое впечатление. Это тем более важно, что с наступлением темноты у людей ослабевает критическое восприятие окружающего, они невольно подчиняются магии световых иллюзий.

Принцип пятый – восприимчивость. Собравшиеся на площади люди должны быть готовыми к тому, чтобы внимательно слушать ораторов, адекватно реагировать на их призывы. Роль ораторов на митингах двоякая. С одной стороны, они должны стать центром притяжения, способствовать единению людей, усиливать спонтанно возникающее чувство общности. А с другой – они должны уметь вносить в охваченную едиными эмоциями толпу определенные идеи и лозунги. Однако какими бы выдающимися ораторскими качествами не обладал политический лидер, ему необходимо помочь в воздействии на собравшуюся массу.

Отчасти эта задача решается при реализации принципа создания соответствующего эмоционального настроя. Для усиления эмоционального воздействия нередко приглашают музыкальные группы, которые "разогревают" публику, вводят ее в состояние необходимого эмоционального возбуждения. Расслабленное сознание делает человека податливым на внешнее воздействие, чем может умело воспользоваться политический оратор.

Установлению эмоциональной связи с ораторами способствует совместное повторение лозунгов, слоганов, хоровое исполнение гимнов. Вот почему организация скандирования представляет собой важную часть подготовительной работы. Для этого в толпе распределяются специально подготовленные люди. Они, как эхо, подхватывают в нужный момент лозунг, озвученный оратором, и вовлекают в скандирование всех присутствующих на митинге.

Ориентация на указанные принципы, позволяет провести митинг с максимальным учетом массовой психологии. Фактически речь идет о том, чтобы зарядить собравшихся людей однотипными эмоциями, сформировать у них ощущение принадлежности к одной общности и использовать возникающие в образовавшейся толпе психологические процессы в интересах политической кампании.