Основные правила аттракции

"Имя собственное". Основное требование данного приема состоит в том, чтобы обращаться к человеку по имени или имени и отчеству. В таком случае реализуется потребность личности в самоутверждении, поскольку каждый человек ассоциирует индивидуальные особенности со своим именем. Д. Карнеги отмечает, что звучание собственного имени для слуха человека - самая приятная музыка. Обращение по имени подчеркивает преимущественно личностное самоутверждение, а по имени и отчеству - самоутверждение профессиональное.

"Зеркало отношений", в качестве которого выступает лицо человека. Если лицо выражает неприязнь, пренебрежение к человеку, готовность к схватке, спору, противодействию, то к такому партнеру по общению не возникает положительного отношения. Лучше, если человек прочитал на "зеркале отношений" партнера но общению дружелюбие, готовность понять его, оказать помощь, поддержку, т.е. что перед ним не враг, а друг. В таком случае происходит успешная реализация одной из базовых потребностей человека - потребности в защищенности, безопасности. Одним из наиболее благоприятных выражений лица является доброжелательная улыбка, которую не без основания считают паролем для друзей.

"Золотые слова" - комплименты. Это слова, в которых содержится некоторое (небольшое) преувеличение достоинств человека, его качеств, возможностей, ожиданий результатов его деятельности, поведения. При этом реализуется потребность личности в совершенствовании.

"Терпеливый слушатель": важно проявлять чуткость и внимательность к человеку и дать ему возможность высказать свое мнение, выговориться, выразить свою позицию, отношения и, таким образом, помочь ему реализовать потребность в самовыражении.

"Личная жизнь". Этот прием ориентирует на ведение разговора с человеком в русле его выраженного личного интереса к служебной, деловой и личной жизни. При этом может реализовываться не только весь комплекс вышеназванных потребностей, но и других.

Приемы аттракции способствуют приближению партнера по общению, расположению его, профилактике возможного возникновения так называемых персонифицированных барьеров в общении.

Вместе с тем в коммуникативном процессе нередко возникают затруднения и даже барьеры. Знание наиболее типичных информационных барьеров может помочь специалисту повысить эффективность его коммуникативных связей и потому более успешно решать профессиональные задачи.

Основные трудности, барьеры в информационном взаимодействии людей могут быть связаны:

- с объемом, количеством информации (много или мало);

- со сложностью, трудностью понимания информации (сложная или простая);

- с доминантной направленностью информации и несоответствием ее интересам реципиента (на прошлое, настоящее или будущее; позитивное или негативное; приятное или неприятное и т.п.);

- со степенью новизны информации;

- с рассогласованием в понятийном аппарате (тезаурусе) коммуникатора и реципиента;

- с методикой и технологией информационного сообщения, например, быстрый темп речи, слабая ее связанность, логичность и т.п.;

- с излишней персонифицированностью информационного сообщения, когда коммуникатор чрезмерно представляет свою "Я"-позицию;

- с игнорированием обратной связи в информационном взаимодействии с партнером;

- с рассогласованием между вербальными и невербальными средствами в информационном сообщении;

- с нежеланием говорить правду (либо демонстрация этого);

- с неумением "настроиться на волну" собеседника, например в связи с низкой эмпатийностью коммуникатора;

- с отсутствием аттракции и т.д.