Основные понятия логистики

В параграфе 1.1 была подчеркнута важность терминологии для понимания сущности тенденций развития современной экономики в общем и концепций управления предприятиями и цепями поставок в частности. Рассмотрим наиболее важные определения логистики и логистического менеджмента.

Основным понятием в логистике является понятие "поток". С. И. Ожегов, Η. Ю. Шведова [ 14, с. 572] дают следующее определение данного понятия: "Поток – ... 2. Движущаяся масса чего-нибудь ...". Из этого определения следуют следующие важные выводы:

– можно разграничить потоки, которые существуют вне желания и воли людей (например, движение небесных тел или рек), и потоки, которые являются искусственными, т.е. созданными человеком;

Рис. 1.29. Принципы управления предприятием в соответствии с приоритетом А: снижение затрат и устранение возможного дефицита за счет создания запасов товара (авторская доработка принципов А. Файоля)

Рис. 1.30. Принципы управления предприятием в соответствии с приоритетом В: создание качества товара за счет увеличения затрат на ею производство (авторская доработка принципов Э. Деминга)

Рис. 1.31. Принципы управления предприятием в соответствии с приоритетом С: экономия оборотных средств предприятия за счет снижения запасов товара (авторская доработка принципов Дж. Лайкера)

Рис. 1.32. Принципы управления предприятием в соответствии с приоритетом D: обеспечение качества товара за счет сокращения продолжительности производственного цикла (авторская доработка принципов (мегатенденций) Д. Бауэрсокса, Д. Клосса и Т. П. Станка)

– не все искусственные потоки могут быть объектом исследования логистики, а только те, которые могут удовлетворить потребности людей или предоставить им ценность;

– не все потоки, создающие условия для удовлетворения потребностей людей или предоставления им ценности, могут быть востребованными на рынке в данный момент времени, а только те, которые обеспечивают это наилучшим образом;

– существует несколько видов потоков, удовлетворяющих представленным выше требованиям, которые необходимо объединить под эгидой не просто потока, а потока логистического.

Таким образом, объектом изучения логистики должен быть не любой поток, а только тот, который удовлетворяет требованиям, представленным в табл. 1.2.

Автором предлагается следующее определение понятия "логистический поток".

Логистический поток – совокупность объединенных по определенному признаку объектов (множество), перемещаемая в пространстве и во времени и адаптированная к количественным и качественным преобразованиям в соответствии с воздействиями на нее субъекта управления логистической системой (цепью поставок).

Различают материальные, информационные, финансовые и сервисные логистические потоки.

Материальный поток – вид логистического потока, в котором в качестве объектов выступают материальные ресурсы (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и др.), предметы незавершенного производства, а также готовая продукция.

Информационный поток – вид логистического потока, в котором в качестве объектов выступают определенные законченные сообщения в речевой, документной (бумажной и (или) электронной) и других формах, предназначенные для принятия и реализации управленческих решений.

Финансовый поток – вид логистического потока, в котором в качестве объектов выступают финансовые средства в наличной или безналичной форме, обеспечивающие эффективное функционирование логистической системы и ее звеньев в условиях товарно-денежных отношений.

Сервисный поток – вид логистического потока, в котором в качестве совокупности объектов выступает определенный набор нематериальных благ, получаемый клиентами в соответствии с их потребностями.

Таблица 1.2

Классификационные признаки разграничения логистических и нелогистических потоков

Приоритет признака

Классификационный признак

Требования к логистическому потоку

I

Результат человеческой деятельности

Спроектирован и создан людьми.

Предназначен для удовлетворения потребностей и (или) предоставления ценности потребителям

II

Адекватное реагирование на покупательский спрос

Соответствие потребностям как конечных покупателей, так и прочих хозяйствующих субъектов. Реагирование на воздействия субъекта управления логистической системы. Соответствие параметров и характеристик критериям компонентов комплекса логистики

III

Обеспечение конкурентных преимуществ предприятия

Движение ресурсов в соответствии с требованиями логистического подхода. Минимизация издержек и времени на движение ресурсов.

Рациональность (оптимальность) параметров и характеристик с учетом факторов внешней среды

IV

Связь с конкретной логистической системой (цепью поставок)

Соответствие интересам (потребностям) звеньев логистической системы. Контроль движения ресурсов по фазам "закупки – производство – сбыт". Возможность выявления локальных объектов потока, измеряемых в абсолютных величинах, и вариантов их сочетаний

Представленные выше основные виды логистического потока могут образовывать потоки более сложной структуры в различных их сочетаниях (интегрированные логистические потоки), что предполагает разработку, использование и дальнейшую оптимизацию методов управления данными потоками в рамках цепей и сетей поставок различного состава и конфигурации. Эта проблема является достаточно сложной и недостаточно проработанной в настоящее время.

С учетом сказанного можно сделать вывод о том, что логистический менеджмент предполагает комплексное управление разнообразными потоками, поэтому необходимо разграничивать параметры, описывающие как отдельный логистический поток, так и их совокупность (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Параметры логистических потоков

Виды потоков

Параметры

Отдельный поток

Начальный, конечный и промежуточные пункты. Форма траектории.

Длина траектории.

Скорость.

Время.

Интенсивность.

Масса (объем) одной поставки.

Затраты на 1 т груза или 1 км транспортировки.

Форма движения ресурсов (складская, транзитная).

Коэффициенты использования грузоподъемности и пробега транспортного средства и др.

Совокупность гомогенных потоков

а) потоки – последовательные:

– интервал времени между двумя поставками;

– расстояние между двумя поставками;

– абсолютные отклонения между параметрами гомогенных потоков;

– соотношения параметров гомогенных потоков;

б) потоки – парад дельные:

– осредненные параметры гомогенных потоков во времени;

– перекрытие гомогенных потоков во времени;

– прирост издержек на оформление очередного потока ресурсов;

– затраты на консолидацию (разукрупнение) гомогенных потоков;

– соотношение параметров отдельных гомогенных потоков и интегрированного потока и др.

Совокупность гетерогенных потоков

а) потоки – без переработки ресурсов:

– соотношение параметров гетерогенных потоков;

– перекрытие гетерогенных потоков во времени;

– удельные затраты на перемещение гетерогенных потоков;

– отклонение фактических параметров гетерогенных потоков от плановых;

– размер упущенной выгоды при несоблюдении синхронизации гетерогенных потоков;

б) потоки – с переработкой ресурсов:

– соотношение параметров гетерогенных потоков до и после их переработки;

– количество брака и отходов при переработке ресурсов;

– рациональность компоновки объектов гетерогенных потоков до и после переработки ресурсов;

– рациональность параметров потоков после их переработки по отношению к основному потоку и др.

С целью однозначной трактовки ряда понятий логистики автором предлагаются следующие основные термины, характеризующие потоковые процессы в логистических системах (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Термины, характеризующие потоковые процессы

Принцип ориентации потоковых процессов

Теоретический аспект организации потоковых процессов

Практический аспект организации потоковых процессов

Логистическая операция по изменению параметров потока

в коммерческой деятельности

в операционной деятельности

Фокусирование

Концентрация

Обеспечение

Накопление

Консолидация

Диссипация

Распределение

Реализация

Разделение

Разукрупнение

Следующим но значимости определением логистики как концепции управления предприятиями является "логистическая система".

По мнению автора, логистическая система – система управления потоками ресурсов с целью придания им количественных параметров и качественных характеристик в соответствии с требованиями конечных потребителей объектов данных потоков и получения конкурентных преимуществ звеньями логистической системы.

Представляется принципиально важной проблема разграничения понятий "канал" (channel), которое используется в маркетинге (например, широко известно понятие "канал распределения"), и "цепь" (chain).

Для решения данной проблемы автор предлагает использовать следующие классификационные признаки:

– тип движения потоков ресурсов (последовательный, параллельный);

– стабильность параметров и характеристик потоков ресурсов (стабильные и нестабильные).

В результате можно получить матрицу следующего вида (рис. 1.33), которая позволяет дать определения основных логистических систем.

Рис. 1.33. Классификация основных видов логистических систем

Логистический канал – совокупность звеньев логистической системы, последовательно осуществляющих прямое или опосредованное воздействие на логистические потоки без изменения их параметров, начиная от источника возникновения каждого из них до источника поглощения.

Логистическая цепь – совокупность звеньев логистической системы, последовательно осуществляющих прямое или опосредованное воздействие на логистический поток с целью изменения их параметров, начиная от источника возникновения каждого из них до источника поглощения.

Логистический фронт – совокупность звеньев логистической системы (логистических каналов), параллельно осуществляющих прямое или опосредованное воздействие на логистические потоки с целью сохранения их параметров, начиная от источников возникновения каждого из них до источников поглощения.

Логистический эшелон – совокупность звеньев логистической системы (логистических цепей), параллельно осуществляющих прямое или опосредованное воздействие на логистические потоки с целью изменения их параметров, начиная от источников возникновения каждого из них до источников поглощения.

В табл. 1.5 представлены основные схемы логистических каналов, цепей, фронтов и эшелонов.

Сведения, представленные на рис. 1.10, 1.11 и 1.33 и в табл. 1.1, позволяют не только создать еще одну классификацию логистических систем, но и установить взаимосвязи между ними (рис. 1.34):

– логистические системы совместно с торговыми и маркетинговыми системами формируют коммерческие системы. Одновременно логистические системы совместно с технологическими системами и системами подготовки производства формируют операционные системы. Автор напоминает, что операционные системы включают производственные и сервисные системы;

– логистические системы состоят из фокусирующих и диссипативных систем. Фокусирующие системы включают, соответственно, фокусирующие операционные системы: "системы накопления ресурсов" и фокусирующие коммерческие системы, или "системы обеспечения ресурсами". В свою очередь, диссипативные системы включают, соответственно, диссипативные операционные системы, или "системы разделения ресурсов", и диссипативные коммерческие системы, или "системы реализации ресурсов";

– фокусирующие и диссипативные операционные системы формируют логистические операционные системы; фокусирующие и диссипативные коммерческие системы формируют логистические коммерческие системы.

Таблица 1.5

Схемы основных видов логистических систем

Вид логистической системы

Схемы основных видов логистических систем в сферах

реализации продукции и услуг

обеспечения ресурсами

Канал

Цепь

Фронт

Эшелон

Дадим несколько определений типовых логистических систем.

Логистическая система обеспечения ресурсами (ЛСОР) – система логистических каналов, цепей, фронтов и эшелонов, обеспечивающая управление потоками ресурсов с целью увеличения их количественных параметров в соответствии с требованиями конечных потребителей объектов данных потоков и получения конкурентных преимуществ звеньями данной системы.

Логистическая система реализации продукции и услуг (ЛСРПУ) – система логистических каналов, цепей, фронтов и эшелонов, обеспечивающая управление потоками продукции и услуг с целью уменьшения их количественных параметров в соответствии с требованиями конечных потребителей объектов данных потоков и получения конкурентных преимуществ звеньями данной системы.

Логистическая коммерческая система (ЛКС) – система логистических каналов, цепей, фронтов и эшелонов, обеспечивающая управление потоками ресурсов с целью изменения их количественных параметров в соответствии с требованиями конечных потребителей объектов данных потоков и получения конкурентных преимуществ звеньями данной системы.

Рис. 1.34. Классификация и взаимосвязи логистических систем

Логистические системы состоят из звеньев и взаимосвязей между ними.

Звено логистической системы – сознательно координируемое социальное образование с определенными границами (организация) или физическое лицо, выполняющее операции (функции) управления потоками материальных,

информационных, финансовых ресурсов, а также потоками услуг.

Звенья логистической системы могут быть:

– генерирующими;

– преобразующими;

– поглощающими материальные, сервисные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки.

Логистическая операция – любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках возникновения, преобразования или поглощения логистического потока.

В соответствии с данными рис. 1.26 к основным логистическим операциям относятся транспортировка, складирование, хранение, консолидация, разукрупнение, сортировка, маркировка, упаковка, затаривание.

Логистическая функция – обособленная совокупность логистических операций, направленных на достижение целей логистической системы и (или) ее звеньев.

Логистический цикл – период времени между началом выполнения одной логистической операции и завершением той же или иной логистической операции.

Логистический цикл в общем виде состоит из следующих интервалов – времени:

1) на формирование заказа на ресурсы и его оформление;

2) доставку или передачу ресурсов поставщику;

3) выполнение заказа поставщиком, включая время:

– ожидания постановки заказа на выполнение;

– выполнения заказа;

4) доставку заказанных ресурсов потребителю;

5) подготовку ресурсов к производственному потреблению (эксплуатации) или к продаже.