Основные понятия корпоративного налогового менеджмента

В учебной и другой специальной литературе зачастую ставят знак равенства между такими понятиями корпоративного налогового менеджмента, как "минимизация налоговых платежей", "налоговая оптимизация", "налоговое планирование". На самом деле их необходимо четко разграничить, поскольку эти понятия характеризуют близкие, но не равнозначные явления и процессы управления налоговыми издержками организации.

Довольно часто также можно услышать мнение, что целью управления налогами на предприятии является их минимизация. В этом случае налоговое управление сводится лишь к деятельности организации, направленной на простое сокращение своих налоговых обязательств, к сожалению, не только в теории, но и на практике. Однако корпоративный налоговый менеджмент как вид управленческой деятельности шире, многообразнее обычного стремления налогоплательщика минимизировать налоговые платежи. Налоговый менеджмент связан прежде всего с оптимизацией налоговых издержек и налоговым планированием.

Организацию, внедряющую у себя методы налогового менеджмента, должна интересовать не столько сама по себе величина уплачиваемых налогов, сколько эффективность принимаемых решений по вложению высвободившихся в результате оптимизации налоговых обязательств денежных средств, т.е. результативность управленческих решений в области финансового менеджмента. Это и есть оптимизация налогов, основанная на выборе эффективных решений. Поэтому целью корпоративного налогового менеджмента является оптимизация налогов, т.е. рациональная многовариантная минимизация налоговых платежей, получение на этой основе экономии, дополнительных доходов и эффективное их вложение в развитие предприятия и иные экономически обоснованные затраты. В принципе минимизация и оптимизация преследуют одну цель – снижение налоговой нагрузки налогоплательщиков, но если минимизация замыкается в локальных ситуациях, то оптимизация имеет системный характер, тесно увязанный с критериальной оценкой вариантов и с финансовой политикой хозяйствующего субъекта.

Оптимизация налогов осуществляется в процессе налогового планирования, налогового регулирования и внутреннего налогового контроля организации. Важнейшая роль в оптимизации налоговых издержек отводится методам налогового планирования, которое в широком его понимании включает в себя и разработку налоговой политики организации, и методы налогового регулирования и налогового контроля, применяемые налогоплательщиком. В самом общем виде в инструментарий налогового планирования включаются методы налогового бюджетирования, использования налоговых льгот и других не запрещенных законом способов минимизации налоговых платежей, применения трансфертного ценообразования и пробелов в налоговом законодательстве, реализации налоговой политики организации и налогового учета. Если оптимизация налогов – это цель корпоративного налогового менеджмента, то налоговое планирование – комплекс методов, инструментов достижения цели налогового менеджмента. Налоговая оптимизация и налоговое планирование предполагают такую управленческую деятельность налогоплательщиков, которая позволяет не только снизить налоговую нагрузку в сиюминутной ситуации, но и обеспечить долговременную экономию на налоговых издержках, получить экономический эффект от ее вложения, избежать или снизить риск возможных штрафных санкций в перспективе.

Уменьшение налоговых затрат в результате их оптимизации и планирования должно вести к увеличению размера прибыли предприятия, а значит, и отвечать интересам владельцев, руководителей и работников предприятия. Однако эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной.

Сокращение одних налогов может привести к увеличению других, а также к налоговым санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а минимизация бремени налогов на базе роста производства, продаж и доходности бизнеса, т.е. построения эффективной системы управления предприятием и принятия решений таким образом, чтобы оптимальной была вся структура бизнеса. Долговременность, устойчивость эффекта снижения налоговой нагрузки может быть обеспечена путем эффективного вложения средств в производство, в развитие предприятия, в том числе и средств, высвободившихся от эффекта снижения налоговой нагрузки. Оптимизация налогообложения и налоговое планирование должны строиться также и на поддержании налогоплательщиками своей ценовой конкурентоспособности на рынке, имея в виду, что большая часть налогов включается в цену товаров и оплачивается потребителями.

Обобщая сказанное о корпоративном налоговом менеджменте, необходимо еще раз подчеркнуть, что главной его целью является не минимизация налогов, а стратегия оптимального управления налоговыми издержками и, следовательно, финансами предприятия в целом.

В современных условиях совершенствования качества управления корпоративный налоговый менеджмент представляет собой одно из самых перспективных направлений развития внутрифирменных систем. Будучи обязательным инструментом при принятии того или иного управленческого решения, он также является одним из базовых инструментов формирования показателей эффективности функционирования предприятия, так как расчет последних без учета налоговых последствий нерационален.

Следует отметить, что в различных экономических теориях содержатся неоднозначные толкования терминов, имеющих отношение к системе управления налоговыми издержками в организации. Прежде всего это связано со всем процессом становления и развития системы налогообложения в нашей стране.

Постепенный переход России к рыночным отношениям позволил реализовать на практике различные способы и методы регулирования налоговых издержек. С практической точки зрения широкие возможности для развития теории налогообложения связаны с функциями и ролью налогов в финансовой системе организации, которые постепенно менялись, с выделением новых инструментов регулирования налогообложения, введением специальных должностей в организациях, таких как бухгалтер по налогам, налоговый аналитик, налоговый менеджер.

В желании налогоплательщика воздействовать на сумму налоговых издержек с максимальной выгодой и одновременном стремлении государства (второго участника налоговых отношений) реализовать приоритетную по значению фискальную функцию налогов (т.е. обеспечить государство всеми необходимыми средствами) заключается двойственность природы налогов и попыток их регулирования.

Порожденные двойственной природой налога, противоречия интересов бизнеса и государства в процессе их разрешения ведут к поиску компромисса. Поэтому развитие теории управления налогообложением, по нашему мнению, необходимо рассматривать через призму установления гармонизации финансовых интересов налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов – с другой. Наиболее показательной в отношении постепенного перехода государства от реализации сугубо фискальной функции к формированию налоговой политики, способствующей стимулированию экономического роста и повышению деловой активности бизнеса, а следовательно, реализации регулирующей функции налогов, является судебная практика.