Основные понятия андеррайтинга

В российской финансовой практике еще не сложилась общепринятая терминология андеррайтинга. Дословно underwriting переводится с английского как "подписание под" чем-либо, под какими-либо условиями, принятие решения. Лицо, осуществляющее андеррайтинг, называют андеррайтером (подписчиком – underwriter).

В финансовой деятельности, наряду со страховым андеррайтингом, выделяют андеррайтинг на рынке ценных бумаг – деятельность инвестиционных посредников по гарантированному размещению займа или эмиссии ценных бумаг на первичном рынке и банковский андеррайтинг, заключающийся в оценке платежеспособности заемщика и принятии решения о выдаче кредита.

Банковский андеррайтинг также называют скорингом (англ. scoring). Скоринг – это метод классификации всех заемщиков по различным группам для оценки кредитного риска. Скоринг представляет собой математическую или статистическую модель, с помощью которой на основе кредитной истории клиентов банк пытается определить, насколько велика вероятность того, что конкретный потенциальный заемщик вернет кредит в срок.

На рынке ценных бумаг андеррайтер – сторона, гарантирующая эмитенту выручку от продажи выпуска ценных бумаг. Фактически андеррайтер приобретает ценные бумаги у эмитента и перепродает их инвесторам. Обычно в качестве финансового андеррайтера выступает инвестиционный банк. В зависимости от условий договора финансового андеррайтинга на андеррайтера ложится весь финансовый риск продажи (условие с гарантированными обязательствами андеррайтинга – firm commitment) или его часть (принцип максимальных позиций – best efforts).

В литературе по страхованию встречаются различные определения страхового андеррайтинга и андеррайтера. Обобщая их, дадим следующие определения.

• Андеррайтинг – бизнес-процесс страхования, заключающийся:

1) в принятии на страхование (перестрахование) или отклонении заявленного объекта страхования на основе оценки присущих этому объекту индивидуальных рисков с целью формирования или корректировки условий договора страхования и определения страхового тарифа;

2) в разработке мероприятий по защите всего или части страхового портфеля;

3) в разработке и исполнении мероприятий по снижению принятых на страхование (перестрахование) рисков.

Андеррайтер – квалифицированный специалист либо специальная организация, действующие от имени страховщика и получившие от него полномочия принимать на страхование (перестрахование) или отклонять предложенные объекты страхования (риски), определять тарифные ставки и конкретные условия договора страхования этих объектов (рисков) исходя из норм страхового права и ожидаемых финансовых результатов в пределах имеющихся полномочий.

Основная задача андеррайтинга – отбор рисков (selection of risks) для формирования сбалансированного и рентабельного страхового портфеля посредством приема на страхование объектов определенного рода и уклонения от приема на страхование других объектов.

Андеррайтер (в пределах своих полномочий) или страховщик вправе отказать в приеме на страхование наиболее рискованных объектов, когда вероятность страховой выплаты и уровень убытка настолько велики, что уже не могут рассматриваться как случайное событие.

В зарубежной практике андеррайтеры уполномочены подписывать документы от имени страховой компании. Андеррайтер может выполнять и функции сюрвейера (оценщика рисков).

Впервые андеррайтеры появились на британском страховом рынке Ллойда, где они договаривались об условиях страхования со страхователями.

Исторический экскурс

Понятие андеррайтинга возникло и сформировалось в Великобритании. Брокер разыскивал андеррайтера, принимающего на страхование риски, и делал ему соответствующее предложение. Если андеррайтер соглашался, то должен был подписаться на слипе (slip, англ. "записка"), содержащем сведения о страхуемом интересе, и указать ту сумму, в пределах которой он принимал на себя ответственность за риск своими средствами. В XVII–XVIII вв . деятельность отдельных андеррайтеров кооперировалась и постепенно сложилась в Ассоциацию синдикатов Ллойда (Lloyd's of London), получившую название по имени Эдварда Ллойда (Edward Lloyd), владельца кофейни, расположенной на Тауэр-стрит. Это место в 1680-е гг. было популярно у моряков, купцов, судовладельцев, там они могли постоянно обмениваться новостями и заключать договоры страхования. С 1696 г. Э. Ллойд начал выпускать три раза в неделю специальный листок "Новости Ллойда", который выходит и в наши дни. В 1691 г. кофейня переехала в центр Лондонского Сити на Ломбард-стрит, где находилась и после смерти Э. Ллойда (1713) до 1774 г. После смерти Э. Ллойда организацию возглавил Ю. Ангерштейн (родился в Санкт-Петербурге), ставший истинным создателем корпорации "Ллойд". Предположительно эта корпорация была основана в 1734 г.

До своей реорганизации в 1988–1993 гг. "Ллойд" представлял собой ассоциацию индивидуальных страховщиков – физических лиц, так называемых names (англ. "имена"), общим числом более 30 000 человек, которые были объединены в 430 синдикатов. Во главе каждого синдиката стоял андеррайтер, принимавший риск, который распределялся между членами синдиката. Членом синдиката мог стать человек, обладавший репутацией и определенным имуществом, которым он отвечал по обязательствам. После реорганизации участниками синдикатов стали корпоративные члены. В 2010 г. "Ллойд" предпринял стратегическую реорганизацию для того, чтобы как можно полнее использовать возможности, возникшие в ходе текущего кризиса. Коллапс компании AIG, ранее крупнейшего страховщика мира, уход с рынка ряда хеджевых фондов и других инвестиционных компаний создали для "Ллойд" возможность для увеличения своей доли в мировом страховании. В настоящее время "Ллойд" не является страховой компанией в обычном понимании этого слова, а представляет собой страховой рынок, на котором встречаются члены корпорации "Ллойд".

Условия андеррайтинга обычно выражаются в андеррайтерской политике (underwriting policy), при помощи которой страховая компания рассматривает новые объекты страхования и риски и приходит к выводу о принятии или отклонении предложенного дела. Андеррайтерская политика предусматривает, в частности, составление перечня объектов (рисков) с указанием лимитов убытков по ним, которые страховщик склонен принять, и второго перечня объектов (рисков), которые страховщик, исходя из своего опыта, не принимает.

В зарубежной страховой практике используются также следующие понятия.

Андеррайтерский счет (underwriting account) – страховой счет, аккумулирующий статистические данные, содержащие перечень принятых на страхование рисков и их прохождение. В большинстве случаев счет ведется на годичной базе и отражает результаты андеррайтерской деятельности компании за год по соответствующему виду страхования.

Андеррайтинг по счету – форма андеррайтинга, в рамках которой каждый потенциальный страхователь оценивается по существу (с учетом всех "за" и "против"), независимо от вида осуществляемой им предпринимательской деятельности.

Андеррайтинг по классу – процесс принятия рисков на страхование, при котором предложения по определенным видам страхования (например, по некоторым разновидностям автомобильного страхования) автоматически отклоняются в связи с тем, что страховщик не видит экономической выгоды, или потому, что страховщик не имеет необходимых средств обслуживания страхователей.

Андеррайтинг экспериментальный (experimental underwriting) – процедура анализа и отбора рисков, до сих пор считавшихся неприемлемыми для страхования (нестраховые риски). Проводится как для расширения страхового поля, так и в связи с изменившимися методами идентификации, оценки и квалификации рисков.

Ассоциация совместного андеррайтинга (Joint Underwriting Association, JUA) – объединение страховщиков в некоторых странах с целью приема на страхование определенных рисков. Подобные объединения страховщиков создаются, когда возможности обычного рынка добровольного страхования исчерпаны. Речь идет о страховании имущества предприятий в депрессивных районах страны для их поддержки (что способствует их возрождению или выживанию). Как правило, государственные регулирующие органы разрешают таким объединениям разрабатывать свои правила, формы полисов и тарифные ставки. Примерами подобных объединений, наряду с корпорацией "Ллойд", могут служить Институт лондонских страховщиков (основан в 1884 г.), а также Американский институт морских страховщиков (основан в 1896 г., Нью-Йорк).

Приведенные определения подчеркивают сущность андеррайтинга как метода обеспечения финансового результата страхования путем селекции принимаемых рисков. В связи с этим говорят о доходе от андеррайтинга (underwriting income) в страховании как о разнице между полученными премиями и страховыми выплатами и издержками.