Предисловие

В курсе "Таможенное дело" раскрываются все категории и понятия таможенного законодательства РФ, основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, ОГЛАВЛЕНИЕ всех таможенных процедур и таможенных режимов, применяемых в Российской Федерации, система таможенных платежей.

Цель курса лекций – оказать помощь в углублении и систематизации знаний в области таможенного дела и таможенных платежей.

Курс основывается на знании дисциплин "Основы экономической теории (политической экономии)", "Финансы", "Финансовое право", "Бухгалтерский учет", "Гражданское законодательство Российской Федерации", "Правовые основы предпринимательской деятельности". Он тесно связан с дисциплинами "Налоги и налогообложение", "Денежное обращение и кредит", "Международные экономические отношения".

Успешное овладение данной дисциплиной позволит применить полученные знания в практике финансовой работы.

Курс лекций подготовлен в полном соответствии с учебной программой по данной дисциплине и предназначен как в качестве основного для высших учебных заведений (факультетов), специализирующихся на подготовке специалистов в сфере государственных финансов и налогообложения.

Материалом послужили Таможенный кодекс таможенного союза, действующие акты законодательства РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы, Минфина России, Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 декабря 2010 г. Были использованы также публикации в российской и зарубежной специальной литературе и периодических изданиях.

Лекция 1. Основные положения и понятия таможенного кодекса таможенного союза и таможенного кодекса Российской Федерации

1. Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (ст. 1 ТК ТС) – правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, – в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза.

До 1 июля 2010 г. (до начала применения на территории РФ Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, принятого решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) в соответствии с Конституцией таможенное регулирование находилось в ведении Российской Федерации и заключалось в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (далее также – таможенная граница). Таможенное регулирование осуществлялось в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Основными функциями таможенного регулирования являются протекционистская и фискальная. Протекционистская функция таможенного регулирования заключается в создании благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Таможенное регулирование призвано защитить национальную экономику от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия внешних факторов служат обеспечению экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. С помощью таможенного регулирования решается задача по рационализации товарной структуры российского импорта. Таможенное регулирование используется для поддержания рационального соотношения вывоза и ввоза товаров. Таможенным регулированием обеспечивается защита прав и свобод человека и общественных интересов, защита общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей среды, защита художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, защита права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защита интересов российских потребителей ввозимых товаров.

Таможенное регулирование выполняет фискальную функцию. Таможенные платежи (таможенные пошлины, НДС, акцизы, таможенные сборы и др.) являются одним из основных источников формирования доходов федерального бюджета.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о ГРВД, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. ФТС России (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области ТД) в соответствии с законодательством РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области ТД и обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области ТД, а также единообразное применение таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории РФ.

Минфин России (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов) в соответствии с законодательством РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.

В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами – участницами этих союзов и странами – участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран – участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран – участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в отношении торговли с третьими странами.

2. Понятия "таможенная территория" и "таможенная граница" являются ключевыми в таможенном законодательстве. С их помощью определяется объект таможенно-правового регулирования – таможенные отношения, т.е. отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Эти понятия определяют территориальные пределы действия таможенного законодательства РФ.

Единую таможенную территорию таможенного союза (ст. 2 ТК ТС) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза. В соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств – членов таможенного союза.

Территория РФ составляет единую таможенную территорию РФ. Таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.

На территории РФ могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории РФ. Товары, помещенные на территории ОЭЗ, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о ГРВД, за исключением случаев, определяемых ТК и иными федеральными законами.

Таможенной границей являются пределы:

– таможенной территории РФ;

– территорий, находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская

Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ;

– территорий особых экономических зон.

Таможенная граница совпадает с Государственной границей РФ, за исключением:

пределов территорий, находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ;

пределов территорий особых экономических зон.

3. Таможенное законодательство таможенного союза (ст. 3 ТК ТС) включает:

1) Таможенный кодекс таможенного союза;

2) международные договоры государств – членов таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе;

3) решения Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств – членов таможенного союза.

ТЗ ТС действует на таможенной территории таможенного союза. Если в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства – члена таможенного союза.

При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств – членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено ТК ТС и (или) в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза.

Таможенное законодательство РФ регулирует отношения в области ТД, в том числе отношения:

– по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

– возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

– по установлению и применению таможенных режимов;

– по установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с Государственной границей РФ регулируется законодательством РФ о Государственной границе РФ, а в части, не урегулированной этим законодательством, – таможенным законодательством РФ.

При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах.

Таможенное законодательство РФ состоит из ТК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее – акты таможенного законодательства). Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 №61-ФЗ вступил в силу с 1 января 2004 г. и действует с изменениями, внесенными федеральными законами. Согласно ст. 438 ТК был признан утратившим силу с 1 января 2004 г. Таможенный кодекс РФ 1993 г., за исключением гл. 12, которая утрачивает силу со дня вступления в силу федерального закона, регулирующего правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).

Отношения в области ТД, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей могут регулироваться также указами Президента РФ. На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области ТД. Акты таможенного законодательства, указы Президента РФ и постановления и распоряжения Правительства РФ (далее – иные правовые акты РФ) применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда указанные акты прямо предусматривают это, а также когда это предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Акты таможенного законодательства и иные правовые акты РФ, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты таможенного законодательства и иные правовые акты РФ могут иметь обратную силу, если это предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ. Акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

4. В случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ, ФТС России и Минфина России в пределах своей компетенции издают правовые акты в области ТД. Нормативные правовые акты ФТС России и Минфина России подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Нормативные правовые акты ФТС России и Минфина России вступают в силу не ранее чем по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, если:

– соответствующие положения актов таможенного законодательства и иных правовых актов РФ, на основании и во исполнение которых издаются нормативные правовые акты ФТС России и Минфина России, вводятся в действие в более короткие сроки;

– нормативные правовые акты ФТС России и Минфина России устанавливают более льготный порядок, чем действующий. В указанном случае такие акты могут вступать в силу в более короткие сроки или иметь обратную силу;

– ТК установлен специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов ФТС России и Минфина России.

Нормативные правовые акты ФТС России и Минфина России, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с законодательством РФ о судопроизводстве в арбитражных судах.

5. Положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области ТД должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Положения правовых актов ФТС России и Минфина России не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов РФ или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ. Нормативный правовой акт в области ТД признается не соответствующим ТК, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с ТК права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права лиц в отношении товаров и транспортных средств либо полномочия таможенных органов, установленные ТК;

3) изменяет установленные ТК основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых таможенным законодательством РФ, иных лиц, обязанности которых установлены ТК;

4) изменяет ОГЛАВЛЕНИЕ понятий, определенных в ТК, либо если эти понятия используются в ином значении, чем в ТК.

Нормативные правовые акты таможенного законодательства, нормативные правовые акты в области ТД признаются не соответствующими ТК при наличии хотя бы одного из вышеуказанных обстоятельств. Признание нормативного правового акта не соответствующим ТК осуществляется в судебном порядке.

Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области ТД

Государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено ТК, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами, за счет казны РФ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

6. В ТД применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о ГРВД, а также акты законодательства РФ о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное.

Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия РФ и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации определяет Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

В таможенном деле указанные акты законодательства РФ применяются по состоянию на день принятия таможенным органом таможенной декларации. В отдельных случаях законодатель может предусмотреть иной порядок применения актов законодательства о ГРВД и законодательства РФ о налогах и сборах.

7. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ. Нормы, регулирующие таможенные отношения в сфере ТД, могут содержаться как в специальных таможенных конвенциях, так и в различных договорах и соглашениях, предмет которых лишь косвенно касается таможенных вопросов.

ТК ТС является приложением к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17. В соответствии с решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 05.07.2010 № 48 "О ходе реализации второго этапа формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" Договор о ТК ТС от 05.07.2010 вступил в силу с учетом временных изъятий, установленных Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза от 05.07.2010, с 01.07 .2010 – в отношении России и Казахстана, а с 06.07.2010 – в отношении России, Белоруссии, Казахстана. Изменения, внесенные Протоколом от 16.04.2010, вступили в силу с даты вступления в силу указанного Договора.

Отдельные нормы могут содержаться не только в двусторонних договорах, но и в многосторонних соглашениях (конвенциях). Так, Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961 предусматривает освобождение от таможенных платежей предметов, ввозимых дипломатами и членами их семей для личного пользования. Российская Федерация участвует в ряде многосторонних таможенных конвенций, таких как Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (международных дорожных перевозок) от 14.11.1975; Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров от 06.12.1961; Стамбульская конвенция о временном ввозе от 26.06.1990. Свыше 50 многосторонних договоров и соглашений по ТД с участием России заключено в рамках СНГ. Россия участвует более чем в 90 двусторонних соглашениях по таможенным вопросам.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ТК, применяются правила международного договора РФ.

8. Определение дня начала и дня окончания установленных ТК сроков, определенных периодом времени, либо дня наступления события производится в порядке, предусмотренном ТК. Если ТК не установлен специальный порядок исчисления сроков, для определения дня начала и дня окончания сроков в таможенном деле применяются правила, установленные ГК, с учетом положений п. 3 ст. 129 ТК (по продлению срока подачи таможенной декларации).

9. Любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами РФ, правовыми актами ФТС России, может использоваться исключительно в таможенных целях.

Таможенные органы, их должностные лица, иные лица, получившие доступ к такой информации в силу закона или договора, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных ТК и иными федеральными законами.

10. Статьей 4 ТК ТС введены следующие основные термины, используемые в Кодексе:

1) авария – вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные ТЗ ТС их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств (непреодолимой силы);

2) административные правонарушения и преступления – административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство), и преступления, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза;

3) ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами;

4) вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза – совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы;

5) выпуск товаров – действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ТС помещению под таможенные процедуры;

6) декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

7) заинтересованные лица – лица, интересы которых в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно и индивидуально;

8) запреты и ограничения – комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств – членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза;

9) иностранное лицо – лицо, не являющееся лицом государства – члена таможенного союза;

10) иностранные товары – товары, не являющиеся товарами таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТК ТС;

11) Комиссия таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза;

12) коммерческие документы – счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза;

13) лицо – физическое и (или) юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом, если иное не вытекает из ТК ТС;

14) лицо государства – члена таможенного союза – юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве – члене таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза;

15) международные договоры государств – членов таможенного союза – международные договоры, составляющие договорноправовую базу таможенного союза;

16) международные почтовые отправления – почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории таможенного союза, поступающие на таможенную территорию таможенного союза либо следующие транзитом че-

рез эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза;

17) меры нетарифного регулирования – комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств – членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза;

18) налоги – НДС и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

19) незаконное перемещение товаров через таможенную границу – перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение;

20) оператор почтовой связи – лицо государства – члена таможенного союза, обеспечивающее оказание услуг почтовой связи в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза и актами Всемирного почтового союза;

21) перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств;

22) перемещение товаров через таможенную границу – ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза;

23) припасы – товары:

необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания "река – море", судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования;

предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;

предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов;

24) таможенная декларация – документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;

25) таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу;

26) таможенная процедура – совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами;

27) таможенное декларирование – заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;

28) таможенные документы – документы, составляемые исключительно для таможенных целей;

29) таможенные операции – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза;

30) таможенные органы – таможенные органы государств – членов таможенного союза;

31) таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств – членов таможенного союза;

32) таможенный орган назначения – таможенный орган, в регионе деятельности которого находится установленное таможенным органом отправления место доставки товаров либо который завершает таможенную процедуру таможенного транзита;

33) таможенный орган отправления – таможенный орган, который совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

34) таможенный представитель – юридическое лицо государства – члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;

35) товар – любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств – членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу;

36) товары для личного пользования – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом;

37) товары таможенного союза – находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары:

– полностью произведенные на территориях государств – членов таможенного союза;

– ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов таможенного союза;

– изготовленные на территориях государств – членов таможенного союза из вышеуказанных товаров и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов таможенного союза;

38) транспортные (перевозочные) документы – коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке;

39) транспортные средства – категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами;

40) транспортные средства международной перевозки – транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования;

41) экспресс-груз – товар, перевозимый в рамках скоростной перевозки любыми видами транспорта с использованием электронной информационной системы организации и отслеживания перевозок в целях доставки данного товара до получателя в соответствии с индивидуальной накладной в течение минимально возможного и (или) фиксированного промежутка времени, за исключением товара, пересылаемого в международных почтовых отправлениях.

Иные термины ТЗ ТС используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях ТК ТС и международных договорах государств – членов таможенного союза.

Термины гражданского и других отраслей законодательства, используемые в ТК ТС, применяются в каждом из государств – членов таможенного союза в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства этих государств – членов таможенного союза, если иное не предусмотрено ТК ТС.