Основные положения

Процедура третейского разбирательства зависит от волеизъявления участников третейского соглашения. В соответствии с правилами ст. 7 ФЗ "О третейских судах", если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в ПДТС его правила рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения. Если стороны решат создать суд ad-hoc, то за основу проведения третейского разбирательства они могут взять правила любого ПДТС, нормы закона, либо самостоятельно оговорить процедуру проведения разбирательства. Действия сторон, а также правила ПДТС в любом случае не должны противоречить нормам ФЗ "О третейских судах". В случае если процедура третейского разбирательства не соответствует требованиям, изложенным в ст. 19 ФЗ "О третейских судах", данное обстоятельство является основанием либо для отмены решения третейского суда, либо для отказа в выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение.

ФЗ "О третейских судах" сохранил некоторые императивные нормы, регулирующие процедуру разбирательства (например, ст. 27 о надлежащем и заблаговременном извещении сторон о времени и месте третейского разбирательства).

В ходе осуществления правоприменительной деятельности третейский суд по существу рассмотренного спора выносит третейское решение. Несмотря на то что данный юрисдикционный орган не осуществляет правосудия и его решение в этой связи выносится не от имени государства, оно обладает целым рядом специфических черт, которые отличают третейские суды от иных юрисдикционных органов. Форма третейского решения должна быть письменной. К содержанию третейского решения вполне применимы требования, предъявляемые к судебному решению, с определенными исключениями.

В качестве основных требований, предъявляемых к третейскому решению, выступают его законность и обоснованность. Границы нарушения требования законности третейского решения определены возможностью его отмены либо отказом в выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение. Если решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права, оно должно быть признано незаконным. Компетентный суд при определении законности вынесенного третейского решения в любом случае не должен заниматься проверкой правильности применения третейским судом норм материального и процессуального права, т.е. перепроверять третейское решение, но сути, выполняя функцию кассационной инстанции. Такие требования, предъявляемые к судебному решению, как обоснованность, мотивированность, полнота, безусловность и определенность, в полной мере можно отнести и к решению третейского суда, поскольку они не обладают специфическими признаками.

Законная сила третейского решения ставится законодателем в зависимость от усмотрения сторон. Если стороны в соглашении предусмотрели окончательность третейского решения, то оно вступает в законную силу сразу после оглашения. Если подобного указания в соглашении нет, то полностью все свойства законной силы третейское решение приобретет по истечении трехмесячного срока на его оспаривание.

ФЗ "О третейских судах" сохранил в ст. 1 указание на то, что третейскому разбирательству подлежат только споры. Это означает, что дела особого производства, рассматриваемые судами, не подведомственны третейскому разбирательству, так как в них отсутствует спор о праве. Предметный критерий при определении третейской подведомственности сформулирован в ФЗ "О третейских судах" крайне неудачно. Учитывая сложившуюся практику и взгляды исследователей на данный вопрос, представляется, что законодатель в ст. 1 указанного ФЗ имел в виду то, что третейскому разбирательству подведомственны споры, вытекающие из гражданских правоотношений в широком смысле. В связи с действием исключительной подведомственности третейскому разбирательству не подведомственны:

а) споры, вытекающие из семейных и трудовых правоотношений;

б) дела, указанные в ст. 33 АПК.

Согласно правилам ст. 2 ФЗ "О третейских судах" сторонами третейского разбирательства могут выступать организации – юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, и физические лица. Из субъектов третейского разбирательства необходимо исключить прокурора, государственные органы, ОМС и иные органы, которые могут обращаться в компетентный государственный суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц.

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. При наличии третейского соглашения третейский суд обладает компетенцией на рассмотрение споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.