Основные подходы к проблеме социально ответственного бизнеса в России

В настоящее время в России существует как минимум три подхода к пониманию того, что такое социальная ответственность бизнеса.

С точки зрения минималистского подхода социальная ответственность в контексте общей социальной значимости хозяйственной деятельности компании выражается в производстве качественных товаров и услуг, уплате налогов и создании хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Второй подход считает социально ответственным такое поведение, когда компания в своей деятельности выходит за минимальные законодательно определенные рамки и осуществляет социальные программы, вносящие вклад в развитие внутренней и внешней среды бизнеса, тем самым повышая его устойчивость в долгосрочной перспективе.

Максималистский подход связывает социально ответственное поведение с заботой о репутации компании в широком смысле. В этом случае социальная ответственность заключается не только в том, чтобы учитывать изменяющиеся общественные ожидания в отношении своей продукции или услуг, но и в том, чтобы принимать активное участие в формировании высоких общественных стандартов, например таких, как качество образования, и тем самым вносить свой вклад в повышение уровня жизни в стране.

Для некоторых компаний тема социальной ответственности изначально присутствует в повестке, а не возникает по инициативе общества или государства. Это в первую очередь компании, сформировавшиеся на базе российских градообразующих компаний, которым досталась в наследство необходимость содержать социальную инфраструктуру целых населенных пунктов. С другой стороны, нередко встречаются компании, которые пытаются прикрыть свои неэтичные действия через демонстрацию своих достижений, например, в благотворительности. Одновременно с этим растет количество компаний, для которых соблюдение определенных принципов "жизни в обществе" является нормой.

Проблема субъектов социальной ответственности

Кто является главным субъектом социальной ответственности: предприниматель, хозяин компании, который решает стратегические вопросы, отдельный индивид, принимающий решения, или корпорация в целом, а может быть, государство, которое осуществляет социальную политику?

В нашей стране наибольшее распространение получила концепция корпоративной социальной ответственности, связанная с осознанием социальной миссии компании, осмыслением стратегии ее развития, а также с наличием социальной программы, охватывающей разные сферы жизнедеятельности компании и ее работников.

Основные направления социальных программ

Наиболее распространенными направлениями в социальных программах являются развитие персонала, охрана здоровья, безопасные условия труда, социально ответственная реструктуризация, природоохранная деятельность и ресурсосбережение, развитие местного сообщества и добросовестная деловая практика.

Развитие персонала. Программы по развитию персонала имеют цель привлечения и удержания талантливых сотрудников и включают следующие направления деятельности: обучение и профессиональное развитие; применение мотивационных схем оплаты труда; предоставление сотрудникам социального пакета; создание условий для отдыха и досуга; поддержание внутренних коммуникаций в организации; привлечение сотрудников к принятию управленческих решений. Реализация программ развития персонала обеспечивает создание и поддержание дополнительных норм охраны здоровья и условий безопасности на рабочих местах. Программы социальной активности компании, как правило, включают охрану труда и технику безопасности; медицинское обслуживание персонала на предприятии; поддержание материнства и детства; профилактику профессиональных заболеваний. К этим программам относится также социально ответственная реструктуризация (мероприятия по профессиональной переподготовке, содействию в трудоустройстве, компенсационным выплатам сотрудникам, попавшим под сокращение, и т.п.).

Природоохранная деятельность и ресурсосбережение. В рамках данного направления социальной активности компании проводятся программы по экономному потреблению природных ресурсов; повторному использованию и утилизации отходов; предотвращению загрязнения окружающей среды; организации экологически безопасного производственного процесса; организации экологически безопасных транспортных перевозок, а также акции по озеленению, "субботники" и т.п.

Развитие местного сообщества. Эти социальные программы осуществляются на добровольной основе и призваны внести вклад в развитие местного сообщества.

Компании оказываются вовлеченными в жизнь местного сообщества путем реализации следующих программ: поддержки социально незащищенных слоев населения; оказания поддержки детству и юношеству; поддержки сохранения и развития жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-исторического значения; спонсирования местных культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий; поддержки социально значимых исследований и кампаний; участия в благотворительных акциях.

Добросовестная деловая практика. Эти социальные программы компании имеют цель содействовать принятию и распространению добросовестной деловой практики между поставщиками, бизнес-партнерами и клиентами компании.

Программы социальной активности компании, направленные на распространение добросовестной деловой практики, выражаются в проводимой компанией политике информационной открытости в отношении собственников, поставщиков, бизнес-партнеров, клиентов и заинтересованных сторон, в организации крупными компаниями программ содействия малому бизнесу, в программах но добровольному ограничению сфер ведения бизнеса (например, введение запрета на курение на рейсах авиакомпаний или распространение табачными компаниями политики отказа от продажи сигарет несовершеннолетним), а также в программах сотрудничества с органами государственного управления, ассоциациями потребителей, профессиональными объединениями и общественными организациями.

Благотворительные пожертвования (гранты) — наиболее доступная и традиционная форма социальной активности. Гранты могут быть более или менее связаны с основной бизнес-активностью, увязаны со стратегическими целями бизнеса. Пожертвования могут выделяться в денежной или натуральной форме.

Бизнес-расходы. Отношения с партнерами по социальным проектам могут выходить за рамки отношений жертвователь — благополучатель. Спонсорские деньги на проведение крупного спортивного праздника или культурного фестиваля или ежегодный корпоративный членский взнос в ассоциацию защиты животных могут проходить по другим, "не благотворительным" статьям бюджета.

Деловгяе партнерства. Корпорация может вступать в деловые партнерские отношения при реализации "внешних" социальных проектов, например оплачивать некоммерческой организации консультации для своих сотрудников. Такой популярный вид современного маркетинга, как "социально-значимый маркетинг" (cause-related marketing), т.е. перечисление части прибыли от продажи товара на счет некоммерческой организации, тоже относится к разряду деловых партнерств.

Волонтерство (добровольчество) позволяет вовлечь сотрудников корпорации в местные социально значимые проекты и программы. Сотрудники могут помогать красить стены в местной школе или выделять свое время на обучение партнеров из некоммерческой организации основам менеджмента.

Поощрение социальной активности сотрудников. Часто компании поддерживают социально значимые инициативы своих сотрудников. Это повышает их лояльность к компании и укрепляет моральный дух в коллективе. Компания может делать это, добавляя некоторую сумму денег к благотворительным взносам своих сотрудников. Сотрудники чувствуют, что с их мнением считаются и их решение жертвовать той или иной некоммерческой организации поощряется компанией.