Основные подходы к организации муниципальной службы в иностранных государствах

Эффективность деятельности муниципальных служащих во многом зависит от организационной системы местного самоуправления, которая представляет собой совокупность институтов непосредственной демократии, органов и должностных лиц местного самоуправления. Система местного самоуправления строится в соответствии с административно-территориальным делением: в унитарных государствах она относится к компетенции центральной власти, а в федеративных – чаще к компетенции субъектов федерации.

Муниципальная служба с точки зрения автономности может существовать в двух основных вариантах. В первом случае она имеет собственный статус и не подчиняется непосредственно органам государственного управления, не входит в систему государственной службы. Обычно это применяется в странах, где местное самоуправление обладает высокой степенью независимости от государства (англосаксонская модель). Второй вариант характерен для континентальной модели местного самоуправления и допускает вхождение муниципальной службы в состав государственной службы в качестве низового, местного звена. Однако в любом случае государства стремятся унифицировать принципы организации, прохождения государственной и муниципальной служб.

Сегодня выделяют три основных типа устройства местного самоуправления:

французский (континентальный) тип, используемый во Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Испании, Португалии;

англосаксонский тип, применяющийся в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии;

смешанный, сформировавшийся на основе первых двух. Этот тип присущ системам самоуправления Германии, Италии, Японии.

Все указанные три типа обладают следующими общими чертами.

1. Местные органы власти наделяются собственной компетенцией. Ее состав представлен четырьмя основными видами дел и полномочий:

– финансово-экономические полномочия, главными из которых являются самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, местное планирование, регулирование хозяйственной деятельности;

– коммунальное обслуживание населения, охрана окружающей среды, развитие транспорта и регулирование дорожного движения, санитария, канализация, очистка улиц и т. д.;

– развитие социальной сферы: строительство дешевого жилья для бедноты, школ, больниц, библиотек;

– установление правил поведения в общественных местах, местная полиция.

2. С точки зрения происхождения полномочий, составляющих компетенцию, выделяют дела обязательные, факультативные (добровольные) и делегированные (порученные) государством.

3. Общая тенденция во многих странах заключается в сокращении собственно коммунальных дел и расширении объема обязательных и порученных, что отражает растущую интеграцию местных органов власти в государственный механизм, их приспособление к решению задач общегосударственного значения.

Здесь подход к определению компетенций и условий функционирования местных органов власти можно определить как "государственную теорию местного самоуправления". В рамках этой теории местное самоуправление рассматривается как управление, т.е. осуществление публичной власти на местном уровне. Местные органы власти рассматриваются как своеобразные "агенты" центральных ведомств, оказывающие услуги населению в соответствии с общенациональными стандартами и под общенациональным руководством.