Основные научные концепции

Основы теории воспитания в полиэтническом социуме заложены идеями общечеловеческого воспитания Н. И. Пирогова, В. А. Сухомлинского; народности воспитания Н. Г. Чернышевского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого; ценности человеческой индивидуальности И. И. Бецкого; мечтами Н. К. Рериха о "благодетельном синтезе" "единения культур" во имя сотрудничества людей, размышлениями Н. А. Бердяева, педагогики свободы и педагогической поддержки О. С. Газмана и др. Источником становления образовательных инициатив и практик в этом контексте стали изначально миграционно-ориентированные страны, такие как США, Канада, Австралия (теории кросс- и мультикультурализма).

Рассмотрим научные концепции, значимые для понимания задач и направления воспитательной работы в многонациональном, поликультурном, классе.

Концепции ассимиляции

Исторически первым способом образования в полиэтнической среде стала концепция так называемого плавильного котла (США, Канада, ФРГ). Акцент делался на необходимости достижения всеми членами полиэтнической общности некоторой общей, коллективной идентичности через утверждение совместного, разделяемого всеми образа жизни, на гармонизации отношений между различными этническими группами (вспомним: "новая нация – советский народ"). Эта теория предполагала, что осуществление в полной мере демократических нрав и свобод человека приведет к исчезновению межкультурных и межэтнических различий или сделает их незначительными для межличностных отношений.

Система образования, устроенная на этой теории, нередко являла ряд противоречий. Так, с одной стороны, простое упоминание о наличии этнических различий учащихся интерпретировали как расизм. С другой – преобладала политика навязывания через систему образования представителям иностранных меньшинств стандартов доминирующей культуры.

Концепции кросскультурализма предполагают этнокультурную обособленность. На этой логике основана идея создания национальных школ (сейчас они называются школы с этническим компонентом). Предполагается, что в таких школах дети и учителя принадлежат к одной культуре, а преобладающим языком общения для них является родной язык. Школы с этнокомпонентом начали создаваться в 1988 г., когда в Москве был открыт русско-грузинский детский сад и учебные курсы для детей, пострадавших от землетрясения в Армении. Образовательные программы учебных заведений с этнокультурным компонентом нацелены на приобщение учащихся к этническим культурным и нравственно-этическим ценностям. Они имеют ярко выраженную гуманитарную ориентацию. Учащиеся в школах с этнокомпонентом изучают как минимум три языка: родной, русский и иностранный.

Отечественные и зарубежные специалисты в области социальной психологии и педагогики, изучавшие функционирование таких школ, приходят к мнению, что пребывание ребенка в такой школе может искусственно закрепить его маргинальность либо затруднить процессы личностного и социального самоопределения (в случае двух половин дня), приводит к трудностям в социальной адаптации. В школах с моноэтничным составом создается ситуация, при которой дети замыкаются в своей языковой среде, порой начинают говорить на смеси русского и родного языков, в результате плохо овладевают обоими языками.

Большой пласт научных и практических рекомендаций дают концепции мультикультурного образования, появление которых относят к середине 1970-х гг. и связывают с именем Дж. Бэнкса. Цели и задачи воспитания в многонациональном классе современной российской школы определены в разработанной российскими учеными Концепции поликультурного образования, которая обобщает идеи мультикультурализма для России. Поликультурное образование, согласно Концепции, – один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями той части человеческой культуры, которые необходимы им для активной и эффективной жизнедеятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире.