Лекция 12. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

• задачи, сущность, средства отдельных направлений воспитательной работы в начальной школе: гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического воспитания, воспитания здорового образа жизни;

• особенности названных направлений воспитания младшего школьника;

• основы воспитательной работы в многонациональной школе;

уметь

• намечать приоритеты воспитательной работы исходя из конкретных условий;

• определять задачи и ОГЛАВЛЕНИЕ отдельных направлений воспитательной работы;

• обоснованно выбирать методы, приемы, формы и средства воспитательной деятельности;

владеть

• навыками организации сотрудничества детей, поддержания их активности и инициативности, самостоятельности, развития творческих способностей;

• основами установления деловых отношений с коллегами, родителями школьников, социальными партнерами для решения задач воспитания.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Основные понятия и задачи направления

Патриотизм – эмоционально-нравственное отношение личности, выражающееся в ценностных представлениях человека о Родине, отражающееся в его отношении к Отечеству, реализующееся в конкретной деятельности.

Гражданственность – это нравственное качество личности, основанное на любви к Родине, осознании своих прав и обязанностей по отношению к обществу, сопричастности к общественным и политическим делам своей нации, социально значимой деятельности во всех областях жизни общества.

Гражданственность как качество личности в отличие от некоторых иных качеств включает теоретический компонент – знания о различных сферах социальной жизни: устройстве, законах и нормах, правах и обязанностях человека. Так же, как и иные качества, гражданственность имеет деятельностный компонент, обеспечивающий человеку возможность использовать свои права и выполнить обязанности. При этом гражданское поведение и деятельность могут быть направлены на изменение или сохранение отдельных элементов социальной организации гражданского общества, но не на уровне и не силами государства. Добавим, что качество гражданственности имеет и когнитивный, мотивационно-ценностный компонент: психологическое ощущение себя полноправным и свободным членом общества, стремление к сопричастности к общественным делам, умение сочетать личные и общественные интересы и т.п.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из востребованных направлений воспитательной работы во всех образовательных организациях. Это обусловлено базовыми ценностями и воспитательным идеалом нашей страны. Но не только. Слом политико-экономической системы страны в 1990-е гг. привел к тому, что у многих людей сложилось негативное отношение к ближайшему историческому прошлому. Поколеблено чувство гордости за страну в ее нынешнем состоянии и в исторической ретроспективе, утерян интерес к национальной культуре, народу. Получили распространение националистические и шовинистские принципы. Это и другие факторы приводят к неадекватному толкованию понятий "патриотизм", "гражданство", "национализм".

В настоящее время происходит переосмысление ценностей гражданско-патриотического воспитания, соответственно начинает формироваться смысловое пространство понятий "российский патриотизм" и "гражданственность", включающие традиции прошлого, реальную ситуацию и перспективы развития социума. В связи с этим происходит пересмотр философско-патриотического наследия по проблеме гражданско-патриотического воспитания и разработка его современных теоретических основ.

Гражданское воспитание – вид целенаправленной практической деятельности по формированию гражданских качеств личности, принимающей права и обязанности общества, членом которого она является, участвующей в социальном, экономическом и государственном управлении, готовой к созидательному преобразованию действительности.

Гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая, специально организованная деятельность по формированию личности, обладающей активной гражданской позицией, ответственностью за свой нравственный, политический и правовой выбор адекватный культурно-историческим ценностям социума при сочетании личных и общественных интересов.

Перечислим основные задачи по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека у младших школьников.

1. Формировать первоначальные представления о символах государства – Государственном флаге, гербе, гимне Российской Федерации, о флаге и гербе субъекта РФ, в котором проживают школьники.

2. Развивать представления детей о важнейших законах нашей страны, правах и обязанностях гражданина России, о государственном устройстве.

3. Стимулировать стремление соблюдать порядок и проявление негативного отношения к нарушителям порядка в классе, школе, на улице (на доступном возрасту уровне).

4. Воспитывать ответственность за свои слова и поступки.

5. Расширять представление о национальных праздниках и героях, важнейших событиях истории России.

6. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

7. Развивать интерес и уважение к народам, живущим в России.

8. Формировать уважительное отношение к русскому языку как государственному.