Основные направления технологии социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Для решения задач социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо выделить его основные направления.

Медицинское направление (медицинский комплекс)

Учитывая, что работа ведется с ребенком, имеющим особые нужды, она проводится, как правило, под наблюдением и часто при участии медицинских работников. Комплекс медицинских мероприятий направлен на восстановление нарушенных функций, уменьшение ограничений жизнедеятельности путем стимулирования репаративных и компенсаторных процессов детского организма. Он имеет поддерживающее и превентивное значение, способствует сохранению стабильности психологического статуса больного ребенка, препятствует прогрессированию патологического процесса.

В качестве задач медицинских мероприятий выступают:

– восстановление здоровья;

– активное формирование установки на включение поврежденного организма в жизнедеятельность;

– разработка медицинских рекомендаций (показаний и противопоказаний);

– контроль состояния здоровья в процессе индивидуально-коррекционной работы с ребенком.

Медицинские мероприятия осуществляются параллельно с другими: психологическими, педагогическими, социальными. Основой их применения является использование взаимодополняющих методов и средств и лечения, и профилактики. По содержанию комплекс медицинских мероприятий включает: лечебно-оздоровительное, в том числе медикаментозное лечение; ортопедо-хирургическую коррекцию у детей с ортопедическими заболеваниями; физиотерапевтическое воздействие; рефлексогенные методы лечения и т.д. Особенностью реализации медицинских мероприятий является обеспечение преемственности патогенетической медикаментозной терапии, проводимой на предшествующих этапах в сочетании с поддерживающей терапией и физическими методами, способствующими повышению физической активности детей с отклонениями в развитии.

В зависимости от уровня физической активности ребенка для него определяется тот или иной режим медицинского обслуживания: щадящий, щадяще-тренирующий, тренирующий. Внедряются и используются новые высокоэффективные средства, такие, как сауна, бассейн, двигательные тренажеры, гидромассаж, лечебная физическая культура, массаж, а также иглотерапия, нагрузочный костюм "Адели".

Для проведения восстановительного лечения положительно показали себя отделения дневного пребывания и специальные детские поликлиники, где дети могут получать все виды всесторонней квалифицированной медицинской помощи. Врач определяет меры медицинской помощи, тот или иной ее вид с учетом терапевтического, патогенетического, стимулирующего функционального воздействия.

Применяемые медицинские меры, их терапевтическое действие, методику реализации (время и периодичность – утром, в обед, вечером, ежедневно или через день; количество процедур на курс; в сочетании с какими-либо еще методами наиболее целесообразно применение и т.д.) заносят в единую карту (историю болезни), в раздел "Меры медицинской реабилитации".

Психологическое направление включает комплекс мер работы специалистов с ребенком и его родителями. Особая роль принадлежит психологической поддержке семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями. Такая поддержка обусловлена рядом обстоятельств, среди которых следует выделить следующие:

1. У детей с особыми образовательными потребностями вследствие различных заболеваний не только психиатрического или неврологического профиля, как правило, наблюдаются разнообразные нарушения и отклонения в психологическом развитии. Эти нарушения прямо или косвенно препятствуют возможности социальной интеграции детей.

2. Психологическая атмосфера в семьях, где воспитывается ребенок с особыми образовательными потребностями часто оказывается неблагополучной. Данный факт особенно отражается на детях, на самом процессе обеспечения их индивидуального развития, в том числе и социального.

3. Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей сказывается на понимании ими особенностей отклоняющегося развития ребенка и неадекватности педагогического воздействия на него. Неграмотные действия родителей часто ведут к обострению ситуации, отрицательно сказываются на воспитаннике.

4. Результативность психологического воздействия подразумевает наличие позитивного эффекта иррадиации в отношении других мероприятий, проводящихся с ребенком, имеющим особые нужды. Она особенно отчетливо проявляется в плане повышения успешности восстановительного лечения, получения общего и профессионального образования.

5. Именно психологические мероприятия за счет гибкости и пластичности механизмов психологического развития ребенка, разнообразия различного рола психологических компенсаций и глубины мобилизационных ресурсов психики могут оказаться достаточно эффективными даже в тех случаях, когда реальные ресурсы других видов стимулирующих мероприятий (например, медицинских) фактически исчерпываются.

В проведении психологических мероприятий требуется активное участие самих детей и их родителей. Однако следует иметь в виду, что значение психологической помощи в процессе ее реализации часто недооценивается не только специалистами, но и родителями детей с особыми образовательными потребностями. Данный факт обусловлен тем, что результаты такой помощи бывают достаточно отсроченными во времени.

Собственно специальный психологический комплекс целенаправленных мероприятий способствует формированию, развитию, восстановлению различных видов психической деятельности, психических функций, качеств и образований, позволяющих ребенку с особыми образовательными потребностями успешно адаптироваться в среде и в обществе, принимать и выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации.

В итоге следует подчеркнуть, что именно совершенство психологической организации индивида позволяет ему создавать и "включаться" в различные системы социальных отношений, когда при этом могут успешно преодолеваться имеющиеся у него ограничения жизнедеятельности, обусловленные биофизиологическими нарушениями.

Основными видами психологической помощи детям с особыми образовательными потребностями и их родителям являются психологическая консультация, психологический тренинг, психокоррекция и психотерапия. При этом все мероприятия базируются на результатах психодиагностики, которые предопределяют содержательную сторону и направленность этих мероприятий, а также выступают в качестве показателей необходимости их проведения и объективной оценки эффективности.

Психологическая консультация – один из самых распространенных видов помощи, ориентированный на информирование родителей и их детей по широкому кругу проблем самоуправления, взаимоотношений, общения и тому подобного и позволяющий конструктивно разрешать всевозможные психологические коллизии, препятствующие самореализации личности. Как метод, психологическая консультация является наиболее универсальной и может включать в себя элементы диагностики, психотерапии и психокоррекции. Психологическое консультирование не имеет каких-либо противопоказаний и, напротив, показано практически во всех случаях. Оно может применяться на различных этапах работы с ребенком, имеющим особые нужды, и его родителями.

Принципиальной целью психологического консультирования является способствование оптимальной и целесообразной информированности родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, самих детей по проблемам психологии, психологически грамотного анализа ситуации с разных точек зрения; формирования личной перспективы, осознанной активной устремленности в деятельности по реализации определенной стратегии поведения. Эффективность решения задач консультирования базируется на наиболее оптимальном взаимопонимании в отношениях между консультантом и клиентом и адекватности в оценке личности и социальной среды консультируемого.

К основным видам консультирования относятся: интервью, интерпретации, директивы, совет, пересказ. При этом во всех случаях консультант работает в рамках "заказа", "темы" клиента, активно включая последнего в решение соответствующих задач. В ходе консультирования могут формироваться новые "заказы" ("темы"), но они должны быть приняты клиентом и исходить от него. Переход специалиста к новому "заказу" возможен лишь после отработки предшествующего.

Психологическое консультирование может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой формах. Консультирование детей возможно, как правило, начиная с 12-летнего возраста, так как оно требует наличия определенного интеллектуального и культурного уровня, необходимых для осознания своих проблем и принятия альтернативных точек зрения на ситуацию. В работе же с родителями этот метод может использоваться на протяжении всего времени работы с их детьми.

Следует также различать задачи и возможности психологической консультации в острый период и в период ремиссии. В первом случае они более локальны, и здесь необходимо, главным образом, снятие, сглаживание конкретного внутри- или межличностного конфликта. Во втором случае они могут быть более абстрактны, ориентированы на перспективу выполнять психопрофилактическую функцию.

Психотерапия – комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики (клинически ориентированная психотерапия) и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности (личностно ориентированная психотерапия).

В настоящее время существует множество методов и форм психотерапии, и они достаточно широко применяются на практике. Каждый из методов ориентирован на определенное учение, преимущественное средство применения, специальные действия, обусловленные достижением определенного личностного изменения и т.д. Выделяют рациональную психотерапию, психосинтез, гештальттерапию, нейролингвистическое программирование, поведенческую психотерапию и т.д. К конкретным методам психотерапии можно отнести многие педагогические методы, использование которых позволяет решать и психологические задачи. К таким методам относятся следующие:

– игровые – игротерапия (направленное использование различных игр, игровых ситуаций);

– суггестия (различные формы внушения);

– артистическая деятельность – арттерапия (лечение творчеством); в процессе музыкотерапии, танцтерапии, психодрамы клиенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников и т.д.;

– невербальное воздействие художественными средствами – эстетотерапией, библиотерапией и терапией с использованием литературного творчества и др.

В процессе рассмотрения методов психотерапии следует подчеркнуть, что на практике не столь важным является, какой именно метод, какую именно технику использует психотерапевт в работе с ребенком или его родителем. Главное заключается в том, насколько применяемые методы, средства эффективны в конкретном случае при решении соответствующих задач. Эффективность в свою очередь во многом зависит от мастерства психотерапевта, от индивидуальных особенностей личности и характера, психологических нарушений клиента.

Отдельно следует выделить направление семейной психотерапии, цель которой заключается в систематизации отношений, складывающихся в семье и обнаруживающих значимую связь с болезнью, лечением, социальным становлением больного. Семейную психотерапию необходимо рассматривать как особый процесс группового взаимодействия, посредством которого происходит изменение характера межличностных отношений и устранение эмоциональных нарушений в семье.

В целом же можно выделить следующие формы психотерапии: индивидуальная, групповая и внутрисемейная.

Психокоррекция – коррекция отдельных свойств личности (направленности – интересов, потребностей, мотивов, установок, ценностных ориентаций, уровня притязаний; отдельных черт характера и т.д.) в целях стимулирования усвоения оптимальных способов различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, учебной, профессиональной и т.п.), необходимых для повышения индивидуальных возможностей успешной и эффективной самореализации и социальной интеграции.

В отличие от психотерапии психокоррекция ориентирована не на патологические, а на "нормальные", но недостаточно адекватные для успешной самореализации психологические проявления индивида.

Психологический тренинг – целенаправленное использование активных методов групповой психологической работы с целью восстановления, развития, формирования отдельных психологических функций и качеств личности, утраченных или ослабленных в силу заболевания, или особенностей социальной среды, которые выступают в качестве препятствий для успешного развития, воспитания, научения ребенка. Целесообразный психотренинг способствует активизации самореализации личности в различных видах деятельности.

Психологический тренинг решает более локальные по сравнению с другими методами индивидуального психологического развития и реабилитации задачи. В зависимости от характера нарушений выделяют тренинг психомоторных функций, тренинг памяти, внимания, тренинг реактивности, коммуникационный тренинг, аутотренинг и т.п. Психотренинговые занятия, как правило, предъявляют незначительные требования к интеллектуальному и культурному цензу ребенка и могут быть использованы на относительно более ранних этапах онтогенеза, в ряде случаев целесообразно обучение родителей приемам тренинговых упражнений в целях их проведения в домашних условиях.

Практически все мероприятия психологической работы с ребенком и его семьей (за исключением консультаций) подразумевают цикличность, последовательность, проведения занятий, упражнений, сеансов. Их эффективность в ряде случаев требует до нескольких месяцев целенаправленной работы.

Психологическое направление реализации индивидуальной программы работы с детьми, имеющими особые нужды, может подразумевать необходимость использования совокупности различных методов (терапевтических, коррекционных, тренинговых).

Педагогическое направление является ведущим в социально-педагогическом направлении. Все остальные дополняют его и способствуют повышению действенности. По содержанию данное направление также включает комплекс педагогической работы специалистов с ребенком, имеющим особые нужды, и его родителями.

Всякий ребенок, а с особыми образовательными потребностями в особенности, нуждается в различных видах социально-педагогической помощи, в том числе:

– в индивидуальном, индивидуально-коррекционном развитии, воспитании, обучении;

– обучении самообслуживанию;

– профессиональной ориентации и подготовке к трудовой деятельности;

– педагогической реабилитации;

– исправлении, перевоспитании.

Родители такого ребенка в педагогическом плане нуждаются:

– в специальных знаниях о своеобразии ребенка и его развитии, воспитании, обучении;

– специальной подготовке к направленной социальнопедагогической работе со своим ребенком;

– достижении активного, иногда преимущественного участия в направленной социально-педагогической работе со своим ребенком;

– согласовании собственных усилий и усилий специалистов в работе с ребенком.

В процессе индивидуального, индивидуально-коррекционного развития детей с особыми образовательными потребностями активно используется педагогика, возможности которой активно используются в исправлении (доразвитии) психических и физических функций аномального ребенка в процессе его воспитания, обучения, общего образования, подготовки к жизни и труду педагогическими средствами. В соответствии с целью развития, коррекции развития, воспитания определяются и педагогические мероприятия, направленные на достижение данной цели.

Педагогическая коррекция предполагает стимулирование усвоения ребенком, имеющим особые нужды, социального опыта специальными методами, учитывающими своеобразие его психического и физического развития.

Коррекционное развитие – это стимулирование либо сдерживание развития, позволяющее в определенных пределах исправить (преодолеть) недостатки развития, обеспечить необходимое совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

Коррекционное воспитание – это воспитание ребенка инвариантно его индивидуальному восприятию и возможностям предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющей адаптироваться в социальной среде.

Педагогическая реабилитация. В специальной литературе под ней понимают педагогику, изучающую человека, имеющего особые нужды, ограниченные возможности в самореализации, а также индивидуальные возможности человека в саморазвитии и пути их реализации в его целенаправленном развитии, воспитании, обучении. В теории и практике выделяют два наиболее важных направления в педагогической реабилитации:

1. Работа с человеком, утратившим свои социальные возможности вследствие многообразия факторов, оказавших на него разрушающее асоциальное воздействие. В данном случае педагогическая деятельность направлена на восстановление (реабилитацию) утраченных или развитие компенсаторных возможностей этого человека;

2. Работа с человеком, имеющим ограниченные возможности (инвалидом). В этом случае речь идет об индивидуальном, индивидуально-коррекционном развитии, воспитании и обучении человека, направленных на формирование личности, способной реализовать себя в среде жизнедеятельности.

Педагогические мероприятия в индивидуальном, индивидуально-коррекционном развитии ребенка с особыми образовательными потребностями включают большой комплекс: активно используются возможности индивидуальной, групповой и кружковой работы в интересах развития моторики, слуха, зрения, речи, социально-бытовой адаптации, профессиональной ориентации.

В интересах педагогической работы с детьми, имеющими особые нужды, активно применяются различные виды занятий, упражнений, тренинги. Используются также разнообразные кружки, в том числе рисования, лепки, музыкально-хоровой, рукоделия, шитья, изготовления художественных изделий из кожи, бересты, соломки, дерева, керамики, ткацкий, вычислительной техники. В коррекционной работе широко используется компьютерная техника. Разработаны и широко применяются на практике компьютерные программы развития речи, слуха, зрения, интеллекта.

Педагогическая работа позволяет стимулировать и корректировать развитие, способствовать развитию индивидуальных возможностей, компенсирующих неразвитые, работающие не в полную силу (недостаточно) функции познавательной, активно-волевой сфер, что необходимо ребенку в процессе его обучения самообслуживанию, образования (как общего, так и специального), воспитания.