Основные направления реформ в среднем образовании

Реформа среднего образования 1872–1875 г., проведенная министром народного просвещения Д. А. Толстым, встретила отрицательное отношение общества, поскольку учебные планы были заимствованы из немецкой системы образования, в связи с чем русский язык, словесность, история, а частично и Закон Божий оказались неоправданно отодвинутыми на второй план. Для преподавания древних языков были приглашены иностранцы, в основном немцы и чехи, которые, как правило, не говорили по-русски. Недостатки реализации реформы среднего образования 1870-х гг. были учтены в Циркуляре (1899) министра народного просвещения Η. П. Боголепова.

Главным типом средней школы в России в конце XIX – начале XX в. была, как и раньше, классическая гимназия. Сохранялись также реальные училища, духовные семинарии, военные учебные заведения с общеобразовательным курсом, женские гимназии Министерства народного просвещения и ведомства императрицы Марии, институты благородных девиц, епархиальные училища. Однако центральное место в системе средних учебных заведений по традиции занимали классические гимназии, выпускники которых пользовались преимущественным правом при поступлении в университеты.

Мужская частная классическая гимназия им. Альфреда Эдинбургского в Белгороде. 1879 г. Фото ок. 1915 г.

Целью классической гимназии была подготовка к поступлению в высшие учебные заведения. По-прежнему на изучение классических языков (латинского и древнегреческого), Закона Божьего и математики отводилась более половины учебного времени, а остальное учебное время распределялось между естествознанием, географией, историей и другими дисциплинами.

Средним учебным заведением, предлагавшим расширенный курс математических и естественно-научных дисциплин, были реальные училища. Их задача состояла в том, чтобы дать учащимся не только общее образование, но и определенную профессиональную ориентацию.

В начале 1900-х гг. была сделана попытка сблизить ОГЛАВЛЕНИЕ образования первых двух классов гимназий и реальных училищ, что могло бы дать возможность учащимся-реалистам поступать в третий класс классических гимназий. А новый учебный план 1906 г. предусматривал даже возможность их поступления в университеты при успешной сдаче экзамена по латинскому языку. Однако к 1913 г., в связи с усилением реакции, это положение было отменено.

Женская гимназия Министерства народного просвещения. Царское Село. Фото нач. XX в.

Министерством народного просвещения в 1915 г. был предложен Проект нового "Положения о гимназиях", подготовленный под руководством министра народного просвещения Π. Н. Игнатьева, на основе которого должны быть проведена реформа среднего образования. "Положение о гимназиях" предусматривало предварительный начальный курс обучения и семилетний курс единой средней школы. Последняя делилась на две ступени: первая – с трехлетним сроком обучения и единым для всех учащихся учебным планом: Закон Божий, русский язык, математика, история, география, естествознание с практическими занятиями, рисование, пение, физические упражнения (гимнастика и ручной труд – 9 ч) вторая – с четырехлетним сроком обучения, которая делилась на четыре направления: гуманитарно-классическое, новогуманитарное, реальное с преобладанием естественных наук, реальное с преобладанием математических наук. Для юношей и девушек предусматривался равноценный гимназический курс. "Проект" позволял устанавливать преемственные связи между гимназиями и высшими начальными училищами, выпускники которых могли без экзамена поступать в старшие классы гимназии.

Пытаясь решить вопрос о месте каждого предмета в учебном плане средней общеобразовательной школы, авторы "Проекта" разделяли их на воспитательные и образовательные. К воспитательным были отнесены рисование, пение, ознакомление с памятниками искусства, гимнастика, ручной труд и практические занятия по естествознанию, химии и физике. Все остальные предметы относились к образовательным. В общем, можно сказать, что авторы проекта реформы сделали некоторую попытку связать общеобразовательную подготовку учащихся с подготовкой к практической деятельности.

Гимназист. Фото пач. XX в.

В объяснительной записке к "Программе по грамматике" подчеркивалось, что метод обучения должен способствовать сознательному усвоению учащимися учебного материала, а не просто тренировать память. Для лучшего закрепления теоретического материала предлагалось использовать различные формы практических работ.

Например, полученные знания но иностранному языку могли закрепляться в работе над театральными постановками: учащихся следовало знакомить с названиями костюмов, декораций, сценическими терминами, учить рисовать и писать афиши, оформлять пригласительные билеты на изучаемом иностранном языке. По географии рекомендовалось составлять диаграммы, графики и картограммы, используя теоретический материал курса.

В ведении Министерства народного просвещения находились "узаконенные" частные школы. Деятельность этих школ осуществлялась на основании специальных правил "О частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства народного просвещения, не пользующихся правами правительственных учебных заведений" (1914). Частные школы делились на три разряда: первый (высший) – шестиклассные, второй – трехклассные, третий – одноклассные и двухклассные училища. Следует отметить, что целью этих начальных школ являлось "доставление детям всех сословий начального умственного и религиозно-нравственного образования". Учебные планы и программы таких школ утверждались попечителями учебных округов. Выбор же учебных предметов предоставлялся учредителям школ. В числе обязательных учебных предметов были Закон Божий и русский язык. Там, где преподавались история и география, обязательным являлось преподавание русской истории и географии.

Примерами такого типа учебных заведений могут служить общеобразовательная школа князя В. Н. Тенишева (Тенишевское училище) в Санкт-Петербурге, гимназия П. Г. Шелапутина в Москве и др.

В соответствии с "Положением о коммерческих учебных заведениях" (1896) с начала XX в. широкое распространение получили коммерческие училища. Эти училища были подчинены отраслевым министерствам, что позволяло организовывать учебно-воспитательный процесс в них на новых принципах, привлекать к работе наиболее прогрессивную, творческую часть учителей.

Специфическим типом средних учебных заведений в России в конце XIX – начале XX в. были кадетские корпуса, дворянские учебные заведения дня подготовки офицеров. Деятельность их осуществлялась на основании "Положения о кадетских корпусах" (1886). В этих учебных заведениях наряду с военно-профессиональной подготовкой давалось достаточно широкое общее образование. В учебный план здесь входили Закон Божий, русский язык с церковнославянским и литература, французский и немецкий языки, математика, начатки естественной истории, физики, космографии, географии, истории, чистописание, рисование, обязательные военные предметы (строевое обучение, гимнастика, фехтование, плавание), а также предметы эстетического цикла (музыка, пение, танцы).

Интересен опыт создания по образцу зарубежных так называемых "новых школ", в которых учебно-воспитательный процесс строился на принципах совместного обучения, трудового воспитания, ученического самоуправления и т.д.: школа Е. С. Левицкой в Царском Селе (1900), гимназия Е. Д. Петровой в Новочеркасске (1906), гимназия О. Н. Яковлевой в Голицыне под Москвой (1910) и др.

В начале XX в. по инициативе интеллигенции в городах, пригородных поселках и даже в сельской местности стали организовываться "вольные" школы, в которых к управлению внутренней жизнью привлекались учащиеся и их родители. В них организовывались различные клубы, кружки для учащихся, вводилось самоуправление (мужская гимназия С. А. Столбцова, женские гимназии Ю. С. Ивановой и М. Д. Могилянской, мужская гимназия Л. Д. Лентовской, гимназия Μ. Н. Стоюниной и др.). В Москве были созданы школы с совместным обучением, среди которых большой популярностью пользовались гимназии Е. А. Кирпичниковой и Е. А. Репман.

Характерной особенностью этого периода было появление сельских школ, расположенность которых в сельской местности, близость к природе, посильное включение учащихся в труд позволяли совершенно по-новому подойти к решению задач трудового, эстетического, физического воспитания, увязывать обучение с сельскохозяйственным трудом. Такие школы открывались во многих губерниях Российской империи. Например, в Московской губернии сельские школы были открыты в селах Красково-Малаховке, Останкино, Ростокино, Лосиноостровском, Озеры, Всехсвятское, Бронницы, Щелково.