Основные направления реформ в начальном образовании

К концу XIX – началу XX в., в России действовало около 60 типов начальных учебных заведений. Самыми распространенными среди них были сельские одноклассные и двухклассные народные училища, городские училища. В 1902 г. Министерством народного просвещения была создана Комиссия по пересмотру планов и программ начальных училищ, однако вплоть до революционных событий 1917 г. они так и не были изменены.

Учебные занятия в начальном народном училище. Фото нач. XX в.

Осознавая необходимость модернизации начального образования, Министерство народного просвещения выдвинуло новые требования к организации педагогического процесса в народных училищах: ранняя профессионализация образования, выразившаяся во введении в школьные программы курсов ремесла и различных видов труда. Кроме того, существовали начальные школы различных ведомств, но их было значительно меньше: Министерства внутренних дел, Военного ведомства, ведомства императрицы Марии, частные и др.

Результатом нового правительственного курса в области начального образования было утверждение Александром III специальных "Правил о церковноприходских школах" (1884). В них была определена цель обучения – утверждать православное учение, нравственность давать первоначальные полезные знания, в перечень же учебных предметов входили Закон Божий, пение, чтение, письмо, начальные арифметические сведения, рисование. Церковно-приходские школы составляли в 1905 г. 46,5% всех начальных школ – 42 696, с общей численностью около 3 млн учеников. В годы первой русской революции их число уменьшилось (в 1911 г. – около 40 тыс.), но до 1917 г. церковно-приходская школа занимала значительное место в системе начального образования. Согласно "Правилам о школах грамоты" (1891) школьная сеть значительно пополнилась за счет многих тысяч так называемых "вольных крестьянских школ" и "домашних школ грамотности".

Особую группу начальных училищ составляли учебные заведения, действовавшие в казачьих войсках по "Положению об общественном управлении станиц казачьих войск" (1891). В них обучались мальчики 8–14 лет и девочки 9–15 лет. Курс обучения составлял пять-шесть лет. Работа учителей в войсковых школах считалась действительной военной службой. Эти училища подчинялись Министерству народного просвещения.

В соответствии с "Положением о высших начальных училищах" (1912) все городские училища стали преобразовываться в высшие начальные училища с четырехлетним сроком обучения. Для поступления в высшие начальные училища необходимо было окончить одногодичное начальное училище Министерства народного просвещения или соответствующее ему другое начальное учебное заведение.

Уездное мужское высшее начальное училище в Кургане (Сибирь). 1909 г. Фото 1912 г.

В учебные планы высших начальных училищ входили Закон Божий, русский язык с элементами церковнославянского, арифметика, начатки географии, истории, естествоведения, рисование и черчение. В отличие от городских училищ учебный план высших начальных училищ предполагал ознакомление учащихся с элементами алгебры, геометрии и физики. Пение и гимнастика из необязательных предметов становились обязательными. Создание высших начальных училищ облегчало переход из начальной школы в среднюю при условии сдачи дополнительных экзаменов но тем предметам, которые отсутствовали в учебных планах начальных училищ, но имелись в гимназиях: это, прежде всего, древние и современные иностранные языки.

Первая мировая война (1914–1918) замедлила динамику роста начального образования в России. В начале века меняются приоритеты в развитии разных типов начальных школ. Почти совсем исчезают одно-двухгодичные школы грамотности, в которых давали элементарные знания чтения, письма, счета и закона божьего. Увеличивается число училищ с более длительным сроком обучения по сравнению с трех-четырехгодичными начальными школами. Растет число городских училищ и двухклассных начальных училищ с пяти-шестилетним курсом.

В 1912 г. появились высшие начальные училища с четырехгодичным курсом обучения (после трех-, четырехлетней элементарной школы), в учебный план которых включались дополнительно алгебра, геометрия, физика, история, география, естествоведение, рисование, черчение, пенис и гимнастика). Училища открывали в городах (преобразовывая существующие городские училища или создавая новые) и в селах. В 1915 г. в стране насчитывалось 1,5 тыс. высших начальных училищ и число их продолжало расти.

Сеть начальных учебных заведений к началу XX в. состояла из министерских, церковно-приходских, земских и школ других ведомств. Поданным всероссийской школьной переписи 1911 г., начальных училищ (отмечается, что это около 98% действительного числа) в стране насчитывалось 100 295, в них обучалось более 6 млн детей. В 1915 г. в России было 122 123 училищ (по другим данным, около 150 тыс.) с числом учащихся более 8 млн чел. Различия в статистических данных связаны как с условиями военного времени, когда не было возможности получить и обобщить все сведения о школах по различным ведомствам, так и с очень быстрыми темпами развития сети начальных училищ. С 1908 по 1914 г. бюджет народного образования удалось увеличить втрое, за это время было открыто 50 тыс. новых школ. Тем не менее, уровень развития народного образования все еще не соответствовал образовательным потребностям государства. Охват школой детей в возрасте от восьми до 11 лет составлял в 1914 г. по империи 30,1% (в городах – 46,6%, в сельской местности – 28,3%).