Основные направления изменения конкуренции при переходе к информационному обществу

Индустриальный тип развития за одно столетие привел к тому, что для преодоления порога предельной промышленной эффективности необходимо было появление нового типа производственных систем, основанных на наукоемких технологиях. Центральное место в таких системах заняла информационная технология, в которой информация, связь и микроэлектроника составили элементы единой технологической системы, а информация стала важнейшим ресурсом и фактором экономического развития.

Быстрый прогресс в разработке и внедрении во все сферы экономической и социальной деятельности новых информационных технологий привел к коренному преобразовании их и кардинальным образом повлиял на теорию конкурентоспособности экономики, изменив основные подходы к ее оценке и основные принципы, поскольку новый тип конкуренции между странами неотъемлем от использования новых информационных технологий. Кроме того эти технологии существенно расширили границы теоретического анализа, усложнив методики оценки уровня конкурентоспособности, а также сделали возможными сравнительный анализ больших массивов данных национальной статистики разных стран и осуществление сложнейших расчетов.

Например, на методы оценки конкурентоспособности существенно повлияли такие достижения новых информационных технологий, как создание:

• крупных баз данных как национальных, так и интернациональных, сделавших доступными к поиску и обработке огромные массивы информации;

• систем быстрого осуществления сложных расчетов, прогнозирования и визуализации результатов;

• систем моделирования экономических процессов;

• эффективных и быстродействующих систем управления, способных поддерживать заданные параметры;

• систем цифровой обработки информации и телекоммуникаций по передаче информации.

Материальной основой информационных технологий признаны информационно-коммуникационные системы, одним из главных результатов развития которых стало появление глобальных компьютерных сетей и их объединение во всемирную сеть Интернет. Таким образом, формирование единого мирового информационного пространства как принципиально новой реальности, открывающей широкие возможности развития цивилизации, оказало огромное трансформирующее воздействие на создание контуров новой парадигмы конкурентоспособности.

Новое качество общественного развития получило название "информационное общество", признаки которого оказали заметное трансформационное воздействие на характеристики ряда внутренних факторов конкурентоспособности. В частности, на трудовые ресурсы повлияло наличие динамично развивающихся систем образования, способствующих высокому образовательному и квалификационному уровню населения. Сектор фундаментальной науки и распространение НИОКР, позволяющие проводить исследования в области высоких технологий, способствовали появлению нового фактора конкурентоспособности, оценивающего инновации.

Появление особого сектора экономики по сбору, обработке, хранению и передаче информации привело к появлению в методиках оценки уровня развития этого сектора, качества национальных информационных каналов и коммуникационных систем. Массовое производство доступных по цене и надежных компьютеров, программного обеспечения к ним привело к выдвижению показателей обеспеченности населения компьютерами в один из показателей, оценивающих уровень конкурентоспособности экономики, и т.д.

И наконец, что важно для конкуренции, произошли трансформация рынков, их усложнение и дифференциация: появились информационные рынки и такие их подвиды, как инвестиционный, кредитный, валютный, фьючерсный, рынок государственных заимствований и т.д. Эти рынки быстро становятся наднациональными и функционируют на основе глобальных компьютерных и коммуникационных сетей, подвергаясь влиянию информации со всего мира. Наиболее сильным трансформациям подвергся финансовый рынок.

Глобализация, научно-технический прогресс и другие серьезные изменения в мировой экономике, особенно в последней четверти XX в., изменили и роль государства в экономическом и социальном развитии, и силу его воздействия на конкуренцию.

Функции государства расширились, особенно в развитых странах. В развивающихся странах также используются те стратегии общественного развития, в которых ведущую роль играет государство. Основной функцией государства, особенно в странах с высоким уровнем конкурентоспособности, на современном этапе стало установление законов и правил, регламентирующих хозяйственную деятельность, стимулирование рынков (товаров, услуг, финансовых). Государство также играет главную роль в обеспечении населения основными общественными благами (здравоохранение, образование, инфраструктура, оборона и пр.). Государство выполняет ряд других функций, характерных для современного уровня развития, например антимонопольное регулирование, защиту прав потребителей, функций, связанных с внешней деятельностью. Государство также выступает в качестве участника хозяйственной деятельности, инвестирует, кредитует, приобретает товары и услуги, в том числе относящиеся к сфере высоких технологий, и т.д.

Таким образом, с точки зрения воздействия на уровень конкурентоспособности предпринимателей, в настоящее время главными являются не количественные характеристики вмешательства государства в экономику, а вопросы эффективности такого вмешательства, степень удовлетворения и, следовательно, доверия населения и бизнеса. Как отмечал М. Портер, только кажется, что глобальная конкуренция делает государство менее важным, на самом деле его значение возрастает.

Усиление роли инновационного фактора в конкурентной борьбе

Развитие и изменение внешних условий, воздействующих на конкуренцию, предопределило развитие внутренней конкурентной среды и факторов, на нее влияющих, изменение их роли и значения для развития конкурентных преимуществ, как экономики в целом, так и отдельных предпринимателей.

Инновационный фактор конкурентоспособности – самый новый фактор в теории конкуренции. Согласно основному принципу неоклассической теории роста в долгосрочной перспективе главным источником экономического роста и процветания может быть только технологический прогресс, так как уровень жизни в стране не может в долгосрочном периоде повышаться без технологических инноваций. Инновации начинают играть важную роль в экономике, когда она приближается к тем границам знания, где возможность дальнейшего роста за счет копирования и имитации исчезает. Именно эта характеристика определила высокую значимость этого фактора, воздействующего на конкурентоспособность экономики в последнее время.

Еще в середине 1980-х гг. фактор "Инновации" входил в методики расчета лишь как фактор "Политика страны в отношении нововведений", без определения показателей инновационности экономики. Этот фактор признается наиболее динамичным, и его вес в методиках оценки уровней национальной конкурентоспособности достаточно быстро повышается (в настоящее время составляет 30%), так же как растет число "инновационных" экономик, т.е. экономик, использующих инновационный тип конкурентных преимуществ.

Деловая среда, содействующая повышению национальной конкурентоспособности, должна быть восприимчива к инновациям. Такая среда объединяет современные университеты и исследовательские институты, сотрудничающие с бизнесом; законодательную среду, защищающую права интеллектуальной собственности; общественные институты и растущие возможности ученых и инженеров, которые могут участвовать в процессе технологического совершенствования.

Еще один фактор, тесно связанный с фактором "инновации" и переживший в последнее время серьезные трансформации, – это технологическое развитие экономики. Замечено, что одно из важнейших различий между богатыми и бедными странами заключено в том, что богатые страны, как правило, имеют превосходящую технологическую основу. Это позволяет им использовать более продвинутый и комплексный производственный процесс и, следовательно, производить более сложные продукты и услуги. Вместе с тем с позиций технологического развития страны (в отличие от инновационного) не является существенным то, где создана используемая в стране технология, имеет она национальные или зарубежные корни. Главное состоит в доступе фирм, работающих в стране, к технологически продвинутым продуктам и проектам. Этот фактор развития конкурентоспособности выдвинулся в число важнейших после того, как стратегию повышения национальной конкурентоспособности, успешно примененную Японией, взяли на вооружение страны НИС первой и второй волны, затем КНР, а сейчас ряд развивающихся стран использует ее элементы. Таким образом, такой внешний фактор, как ускорение научно-технического прогресса и намного более быстрое распространение его результатов как следствие глобализации мировой экономики, способствует эволюционным изменениям такого внутреннего фактора конкурентоспособности, как использование новых технологий в стране.