Основные направления антиинфляционной политики

Снижение темпов инфляции имеет место лишь тогда, когда устраняются вызвавшие ее причины. Инфляция связана с деформациями на товарных и денежных рынках, которые приводят к устойчивому превышению совокупного спроса над совокупным предложением. Поэтому антиинфляционная политика государства должна обязательно включать два блока:

1) регулирование совокупного спроса;

2) регулирование совокупного предложения.

Эволюция рыночного мировоззрения сформировала два направления антиинфляционной политики: кейнсианское и монетаристское.

Дж. М. Кейнс считал, что повышать уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который для предпринимателей должен стать внешней активизирующей силой. Другим рычагом роста предложения должны стать дополнительные инвестиции, привлекаемые с невысоким процентным доходом. Эффективный спрос правительство создает тем, что предоставляет крупным частным фирмам весомый государственный заказ. Фирмы, связанные со смежниками, также дают им соответствующие заказы. В результате создается мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий. Спад производства сокращается, безработица снижается. Предложение, при наличии заказов и дешевых кредитов, растет, что приводит в конечном счете к снижению цен, к сокращению инфляции.

Особенностью кейнсианских программ является углубление бюджетного дефицита. Государственный заказ частному бизнесу представляет собой дополнительные государственные расходы. Общественные работы, которые Кейнс рекомендовал в качестве условия выживаемости для безработных, также становятся дополнительным расходом.

Дефицит государственного бюджета как неизбежное следствие кейнсианских программ ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Последняя вызывает самые высокие темпы инфляции, так как она мгновенно распространяется и имеет самый большой спектр действия. Кейнс считал целесообразным другой путь - прибегнуть к государственным займам, которые можно будет погасить в дальнейшем, когда страна устранит экономические болезни.

Монетаристские антиинфляционные концепции появились несколько позже, когда кейнсианское регулирование экономики было достаточно апробировано.

Экономисты обратили внимание на то, что кейнсианские рецепты не дают кризису до конца выполнить свою очищающую функцию - освободить на какой-то срок экономику от экономических диспропорций и восстановить в стране экономическое равновесие. Поэтому страна, следуя за кейнсианской политикой, досрочно выходит из кризиса, но при этом старые диспропорции в значительной мере сохраняются. В дальнейшем на них накладываются новые, и за сравнительно короткий срок экономика вновь вползает в кризис и инфляцию. Поэтому кейнсианцы причины инфляции окончательно устранить не могут.

Новое течение, предлагающее радикальный способ борьбы с инфляцией, получило название "монетаризм". Его родоначальник - М. Фридмен. Он считал, что инфляция есть чисто денежный феномен, вызванный необоснованным вмешательством государства в ход экономических процессов. В условиях дефицита государственного бюджета последний нельзя перегружать. Следует искать рецепты, которые не требовали бы от государства дополнительных расходов. Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который не требовал дополнительных инвестиций.

Монетаристы считают, что меры, сдерживающие спрос, тяжело переносятся населением. Поэтому антиинфляционная программа должна дать эффект за относительно небольшой срок.

Монетаристы применяют рецепты, противоречащие теории Кейнса. Они предлагают ввести дорогой кредит. В этом случае для малоэффективного производства он становится недоступным, и такое производство разоряется. На рынок выходят самые сильные производители, которых правительство поощряет более низкой ставкой налогов. Они быстро наполняют рынок, цены начинают снижаться.

Монетаристские рецепты были широко использованы в США ("рейганомика"), Великобритании (тэтчеризм) и в других странах. В развитых странах борьба с инфляцией таким методом привела к последующему сравнительно длительному и эффективному подъему.

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею не однозначны и противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, это требует сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой - необходимо стимулировать производство, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен со стабилизацией доходов.

Как показывает практика, бороться можно только с открытой инфляцией; подавленная инфляция регулированию не подлежит. Поэтому первоочередная задача антиинфляционной политики государства состоит в переключении государства на открытый ее тип1.

Решая проблему снижения темпов инфляции, следует уяснить два момента:

1) рыночная экономика, в которой обращаются бумажные деньги, - инфляционная по своему устройству. Требовать же от государства раз и навсегда покончить с инфляцией - значит ставить перед ним заведомо невыполнимую задачу. Поэтому цель антиинфляционной политики заключается не в искоренении инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным;

2) борьбу с инфляцией нельзя сводить к выполнению некой программы, после окончания которой можно отчитаться об успешно проделанной работе. Нужна не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по своему значению социальной или научно-технической.

Одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы предполагает установление правительством совокупности норм и правил, сдерживающих рост заработной платы, цен и инфляционных ожиданий. Довольно часто эта политика приносила нужные результаты, если одновременно осуществлялись: контроль над ценами и зарплатой; торможение спроса (уменьшение денежной массы); психологическое воздействие на население.

Контроль над заработной платой и ценами предполагает любую последовательность целого ряда действии - от установления весьма умеренных заработной платы и цен до принудительного установления их верхних пределов роста, - проводимых в рамках экономической политики. Аргументы в пользу контроля над заработной платой и ценами наиболее обоснованны тогда, когда он осуществляется согласно ограничительным действиям политики управления спросом в качестве некой временной меры по преодолению инфляции, сопряженной со спадом. Когда чиновники после некоторого периода быстрого развития инфляционных процессов устанавливают ограничения на совокупный спрос, предприниматели и рабочие вовсе не ожидают, что инфляция остановится немедленно. Их инфляционные ожидания относительно изменения цен на конечные товары и на факторы производства вызывают развитие инфляционных процессов, вызванных затратами. Сам факт ожидания еще большей инфляции действительно порождает инфляцию.

Контроль и управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной политики может замедлить развитие инфляционных процессов.

Однако такая деятельность связана с издержками. Инфляция может замедлиться, но попытки ее остановить путем замедления роста спроса приведут к возникновению инфляции, сопряженной со спадом. От этого источника инфляции удается избавиться лишь ценой высокой безработицы и низкого реального объема производства в течение некоторого периода, который даже в самых смелых ожиданиях нельзя назвать кратким.