Основные направления административных реформ в Российской Федерации

Пусть с опозданием, но в XXI в. административные реформы начались и в России. С начала века было принято более 20 законов, касающихся государственного управления и государственной гражданской службы. Административная реформа в Российской Федерации носит комплексный и системный характер. Ее цель — повысить качество и эффективность управления, что, по мнению российских и зарубежных специалистов, означает прежде всего внедрение принципов менеджмента, а именно должно включать:

1) децентрализацию управления как основу организации взаимодействия между органами государственной власти;

2) дебюрократизацию и открытость как принципы взаимодействия между органами государственной власти и обществом;

3) внедрение принципов сервисного администрирования, т.е. учет запросов и потребностей граждан при исполнении государственных функций.

Основными мероприятиями административных реформ являются сокращение численности чиновников, оптимизация функций и структуры органов государственной власти, совершенствование системы предоставления государственных услуг, создание и развитие "электронного правительства", сокращение государственных затрат и совершенствование бюджетирования, а также децентрализация и более активное взаимодействие с обществом.

В Российской Федерации административная реформа началась в 2003 г. и в настоящее время прошла три этапа. Некоторые исследователи выделяют большее количество этапов и более раннее начало реформ, рассматривая подготовительный период как одну из стадий. В табл. 12.3 описываются три основных и подготовительный этапы.

Таблица 12.3. Хронология событий административной реформы в Российской Федерации[1]

Программный документ

Цель

Мероприятия

Подготовительный этап (1990-2003):

- указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах";

— постановление Правительства РФ от 31.07.2003 № 451 "О Правительственной комиссии по Проведению административной реформы"

Формирование общего плана реформ

Выявление следующих общих направлений административных реформ:

разграничение полномочий между уровнями и ветвями власти;

- сокращение численности аппарата и повышение зарплаты государственных служащих;

- структурная перестройка правительства и упорядочивание бюджетных расходов

Первый этап: - указ Президента РФ от 09.03.2004 №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти";

Формирование трех уровней исполнительной власти

Создание федеральных министерств; федеральных служб; федеральных агентств

- постановление Правительства РФ от 12.02.2003 № 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти";

Формирование принципов открытого правительства

- Введение обязательного требования к созданию сайтов для всех органов власти;

- составление обязательного перечня информации о государственных организациях, доступной населению

— указ Президента РФ от 19.11.2002 № 1336 "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)""

Повышение трудового потенциала государственной службы

— Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы

по вопросам реформирования государственной службы; - проведение экспериментов и осуществление пилотных проектов по применению новых подходов к организации федеральной государственной службы и обеспечению деятельности федеральных государственных служащих;

— совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;

— создание материально-технических условий для эффективного функционирования федеральной государственной службы

Второй этап: - распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006— 2010 годах"

Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти

- Внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;

- реализация единой вертикально ориентированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления но достижению важнейших показателей социально-экономического развития РФ и исполнения ими своих полномочий;

— оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции;

— повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;

формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления

Третий этап: — распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 № 1021-р "Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции"

Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства

— Оптимизация численности государственных и муниципальных служащих;

— формирование системы государственной службы РФ как целостного государственно-правового института;

— создание системы управления государственной службой;

— внедрение на службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы, в том числе аутсорсинга и краудсорсинга;

— повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих

Основными направлениями реформирования можно считать следующие:

— внедрение управления по результатам и проектам;

— регламентация и стандартизация государственных и муниципальных услуг;

— предоставление информации о государственных услугах, оказываемых в электронной форме;

— организация государственных услуг по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров предоставления государственных услуг;

— оптимизация функций органов исполнительной власти;

— размещение государственного и муниципального заказа;

— противодействие коррупции.

С целью реализации реформы Правительством РФ была создана специальная Комиссия, которая уже на начальном этапе:

— упорядочила управленческие функций (проанализировав 5 тыс. функций, она признала 20% ненужными и 30% нуждающимися в уточнении);

— способствовала выявлению форм и сфер избыточного государственного вмешательства (например, в бизнесе);

— распределила государственные учреждения по трем типам: министерства, службы и агентства;

— сократила число министерств.

Реформа продолжается уже более 10 лет, что позволяет подвести первые итоги, назвать успехи и неудачи. Так, выявлено несколько концептуальных недостатков реформ:

1) преобразования осуществляются непосредственно самим государственным аппаратом;

2) отсутствие комплексного подхода;

3) слабая проработанность методологической базы вводимых инноваций (например, регламентов).

Причинами недостатков являются отсутствие политической настойчивости, недостаточное финансирование, отсутствие единой и авторитетной команды для ее реализации. Реформы не повысили доверия к правительству со стороны населения. Гражданская активность населения по-прежнему остается низкой.

Все практики, которые участвовали и участвуют в проведении мероприятий, столкнулись с необходимостью подготовки новых документов, разработки новых регламентов, внедрения новых практик и документов, их сопровождающих. Эти документы потребовали огромного дополнительного объема работ от служащих. Часто им самим приходилось разрабатывать методики по составлению документации, осваивать новые квалификации, чтобы соответствовать новым требованиям. К таким новым видам деятельности можно отнести аналитику, организацию мониторинга процессов и фактов, сопровождающих реформирование.

За 10 лет административных реформ сделано и создано немало: развивается институт местного (муниципального) управления, распространяются системы выборов губернаторов, растут полномочия муниципалитетов и регионов. Много положительных перемен произошло в системе государственной гражданской службы: введены и действуют антикоррупционные меры на низшем звене управления путем распространения регламентов должностей и должностных обязанностей. В России успешно создается открытое правительство. Многие государственные учреждения активно включились в оказание электронных услуг населению. При этом еще много предстоит сделать, а главное — сформировать новую идеологию государственного управления как обслуживающего население и подконтрольного ему. Все это будет проанализировано в следующих главах.