Основные методы затратного ценообразования

Затратное ценообразование объединяет в себе ряд методов. Они базируются на одном общем принципе: в цену продукции включается, кроме себестоимости, определенная наценка. В то же время величина самой себестоимости в каждом случае может быть разной.

Метод ценообразования на базе полной себестоимости предполагает необходимость расчета наценки к полной себестоимости. При этом наценка содержит только желаемую величину прибыли (П). Для расчета цены (Р) используются формула

P=C•(1 + R), (6.1)

где С – полная себестоимость единицы продукции, руб.; R – наценка, доли единицы (коэффициент рентабельности затрат).

Коэффициент рентабельности затрат рассчитывается но данным на выпуск всей продукции предприятия как

R =П /С, (6.2)

где П – прибыль предприятия на выпуск продукции за период (например, год); С – полная себестоимость всей продукции предприятия за тот же период.

Вычислим цену единицы условной продукции X данным методом на базе следующих исходной информации (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Планируемая величина прибыли на выпуск, руб.

Объем выпуска продукции, шт.

Постоянные издержки по смете, руб.

Общие переменные издержки, руб.

Средние переменные производственные издержки на единицу, руб.

20 000

8000

60 000

80 000

10

В этом случае наценка (коэффициент рентабельности) составит

R = 20 000: 140 000 = 0,1429.

Цепа примет следующее значение:

Р= 140 000: 8000 • (1 + 0,1429) = 20 руб.

Данный метод расчета цены признается простым и удобным, однако не учитывает условия, сложившиеся на рынке. Кроме того, наибольшую трудность представляет собой проблема распределения косвенных расходов на конкретные виды продукции, так как их необоснованное распределение может привести к искажению индивидуальной себестоимости.

Применение этого метода отечественными предприятиями часто приводит к неконкурентоспособности продукции, поскольку происходит неизбежное и постоянное повышение цен. Анализ зарубежного опыта показывает, что завоевание и удержание рынков сбыта возможно только при реализации продукции но ценам, покрывающим издержки, и получении заданной величины прибыли за счет увеличения объема выпуска.

Для решения данной проблемы была разработана система управленческого учета "директ-костинг". В ее основе лежит разделение всех (общих или смешанных) издержек на переменные (зависящие от изменения объема выпуска) и постоянные (не зависящие от изменения объема выпуска). Данная система позволяет проводить анализ и устанавливать пропорции между издержками и объемом выпуска, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема, а также прогнозировать изменение себестоимости.

Система учета "директ-костинг" базируется на положениях микроэкономической теории, согласно которой общие издержки на выпуск продукции в коротком периоде (в практике финансово- хозяйственной деятельности это, как правило, период до года) в денежном выражении определяются по формуле

ТС= VC + FC, (6.3)

где ТС – общие издержки на выпуск определенного объема продукции; VC – переменные издержки на выпуск того же объема продукции; FC – постоянные издержки на выпуск всего объема продукции.

Общие издержки можно выразить и с помощью другой формулы, которая широко известна в бюджетировании при разработке гибких смет:

TC = AVC- Q + FC, (6.4)

где AVC – средние переменные издержки на единицу выпускаемой продукции; Q – объем выпускаемой продукции в натуральном выражении.

Однако для целей ценообразования удобнее использовать формулу, связанную с калькулированием себестоимости единицы продукции:

ATC-AVC + AFC, (6.5)

где АТС, AFC – средние общие и средние постоянные издержки на единицу продукции.

Разница между выручкой и величиной переменных издержек, согласно системе "директ-костинг", называется маржинальным доходом, или суммой покрытия (покрываются постоянные издержки и прибыль).

Особенность маржинального дохода как показателя состоит в том, что прибыль может быть рассчитана не по полным издержкам, а с их разделением на переменные и постоянные, а также на издержки отдельного подразделения предприятия или на группу изделий.

Отечественные предприятия получили возможность в определенной степени использовать систему "директ-костинг", начиная с 1 января 2004 г., после введения в первый раздел формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" финансовой отчетности строки "Валовая прибыль" (табл. 6.2).

На основании данных таблицы предприятия могут проводить маржинальный анализ – необходимое условие их эффективной работы в целом и в области ценообразования, в частности.

К методам затратного ценообразования можно отнести расчет цен на основе анализа безубыточности – одного из направлений маржинального анализа. При этом следует исходить из необходимости обеспечения предприятию целевой операционной прибыли, т.е. такой массы прибыли, которая устроила бы его собственников.

Таблица 6.2

Формирование маржинальною дохода в соответствии с системой "директ-костинг" и в форме "Отчет о прибылях и убытках"

Формирование маржинального дохода в соответствии с системой учета "директ-костинг"

Формирование финансового результата по основной деятельности в форме "Отчет о прибылях и убытках"

Кол строки в форме

На выпуск

На единицу продукции

Выручка от реализации

Цена

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

2110

Переменные издержки

Переменные издержки на единицу продукции

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

2120

Маржинальный доход (вклад)

Удельный маржинальный доход

Валовая прибыль

2100

Постоянные издержки

Постоянные издержки на единицу продукции

Коммерческие расходы

2210

Операционная прибыль

Удельная прибыль

Управленческие расходы

2220

X

X

Прибыль (убыток) от продаж

2200

Продолжим пример на основе данных табл. 6.1. Необходимо определить, какой будет цена (Рп), если целевая прибыль за год (Пц) по требованию собственников должна составить 30 000 руб.

Нахождение искомой цены базируется на следующем базовом равенстве анализа безубыточности:

(6.6)

Подставив имеющиеся данные в равенство, получим

30 000 = Рц • 8000 – (60 000 + 10 • 8000).

Тогда цена составит 21 руб. 25 коп.

Метод ценообразования на основе переменных издержек заключается в расчете наценки к переменным издержкам для каждого вида продукции. При этом величина наценки () в долях единицы рассчитывается по следующей формуле:

(6.7)

Цена на основе переменных затрат:

(6.8)

Следует обратить внимание на то, что в данных расчетах речь идет о переменных производственных издержках как в целом на выпуск, так и на единицу продукции, т.е. о неполной производственной себестоимости. Если же предприятие несет коммерческие расходы, связанные с реализацией продукции, то при расчете наценки их величину следует добавить в числитель формулы (6.7).

Продолжим пример по данным табл. 6.1. Величина наценки к переменным издержкам составит

Rv = (20 000 + 60 000) : 80 000 = 1,00.

Тогда цена на основе переменных издержек:

Ρυ= 10 • (1 + 1) = 20 руб.

Отметим, что переменные издержки служат тем предельным уровнем, ниже которого производитель не может установить цену на свою продукцию, если не хочет понести убытки.

Метод ценообразования на основе рентабельности активов должен обеспечить предприятию определенный уровень рентабельности активов. Например, при осуществлении сделок на предприятии исходят из минимальной нормы рентабельности активов в размере 8% (коэффициент рентабельности ). При расчете цены (РА) используется Вперед формула:

(6.9)

где А – общая стоимость задействованных на предприятии активов, которая складывается из стоимости внеоборотных активов и средних остатков оборотных активов на конкретную дату.

Используя данные табл. 6.1 и информацию бухгалтерского учета о стоимости всех активов предприятия (их сумма на 1 января 2013 г. составила 240 000 руб.), можно определить цену на изделие X на основе рентабельности активов:

РА = 17,5 + 0,08 (240 000 : 8000) = 19,9 руб.

При использовании данного метода ценообразования наиболее сложно верно рассчитать стоимость используемых активов, поскольку в противном случае может быть получен неправильный результат.

В целом данный метод ценообразования, в отличие от предыдущих, используется на отечественных предприятиях достаточно редко.