Основные механизмы невротизации населения

Среди важнейших по влиянию на психосоматический потенциал личности подсистем социальной среды выделяется система образовательных учреждений. Это обусловлено всеобщностью прохождения граждан через образовательные учреждения (дошкольные, школьные, послешкольные – колледжи, училища и вузы, послевузовские учреждения). Важным фактором, определяющим негативное влияние существующей организации образовательной среды на базовые особенности аппарата апперцепции (особенность восприятия человека на всех уровнях своей системной организации, обусловленная также его личностными особенностями и предшествующим опытом) учащихся, является когнитивный[1]. Особенности проявления этого фактора определяются исторически сложившейся фрагментарностью в непрерывном образовательном процессе вследствие отсутствия связующего компонента в вертикали и в горизонтали образовательной системы на всех ее уровнях (дошкольном, школьном, вузовском и послевузовском). Это обусловливает постоянную невротизацию учащихся, которая в свою очередь снижает эффективность процесса усвоения учебного материала. При этом в наибольшей степени невротизируются именно добросовестные учащиеся. Добросовестный преподаватель также получает мощный невротизирующий импульс за счет очевидного для него разрыва между передаваемым им учебным материалом и тем, который учащиеся получили на предшествующем занятии по другой учебной дисциплине.

Продолжительность одной лишь активной непрерывной фазы образовательного процесса в школе и в вузе составляет в совокупности свыше 20 000 ч. К этому следует приплюсовать сопоставимую по длительности работу учащихся с учебным материалом вне учебного заведения, когда невротизирующий компонент работает также в разрушительном режиме.

Для эффективного решения отмеченных проблем необходимо обеспечить.

1. Единство и цельность образовательного процесса за счет внедрения междисциплинарного связующего компонента и соответствующих ему технологий в учебные материалы и программы.

2. Опережающий подход с задаваемым также с опережением учебным материалом к построению технологии учебного процесса.

3. Осознанное принятие учащимся требований качественно и своевременно выполнять учебные программы и полное неприятие вредных для здоровья форм поведения (табакокурения, приема алкоголя, наркотиков, гиподинамии и т.д.). Такое осознанное выполнение предписаний личностью определяют как ее комплаентностъ.

Постепенно теряя собственный опыт, Россия стремительно копирует некорректный в системном отношении принцип организации западной системы образования. Это приемлемо (с серьезными оговорками) в естественной сфере, но губительно в сфере гуманитарных дисциплин. Данные обстоятельства обусловлены, главным образом, объективными внешними и имманентными внутренними факторами, которые определяются особенностями организации важнейшего креативного потенциала общества – его образовательной средой. Рациональная организация образовательной среды и корректная ее эксплуатация обеспечивают генерацию получивших фундаментальную подготовку профессионалов для нужд не только естественной, но и гуманитарной сфер. Только такие профессионалы представляют собой реально возобновляемые стратегические ресурсы общества. Сегодня образовательная среда не отвечает тем базовым качествам, которые необходимы для обеспечения генерации такого рода ресурсов.

Принято считать прогрессивными электронные формы учебно-методических материалов. Однако, поскольку при обращении и последующем "серфинге" обучающимся по системе гиперссылок окно основного текста, как правило, не сохраняется, логическая цельность последовательного изложения учебного материала разрывается. Но и при сохранении окна основного текста пользователь вынужден работать в жестком режиме оператора, управляющего все более усложняющейся многозвеньевой системой. Этому чрезвычайно активному и агрессивному фактору не только не противопоставляются адекватные защитные альтернативы, но, напротив, на подобное направление развития этого элемента образовательной среды общество вообще не обращает внимания.

Имеются все основания утверждать, что чрезвычайно активный рост заболеваемости неврозами во всем мире инициируется именно через такие механизмы, включая и механизм представляемой электронными СМИ рекламы. Однако если оградить себя от рекламы учащийся в состоянии, то от образовательной среды он оградить себя не может, поскольку является ее частью. При этом сама невротизация учащегося сдерживает развитие как его способностей, так и его как личности.