Основные механизмы финансирования социальных выплат и льгот

Финансирование социальных выплат и льгот осуществляется в соответствии с действующим механизмом социального обеспечения определенных категорий населения. В современной экономической литературе при характеристике социального обеспечения принято выделять:

• социальное обеспечение, основанное на механизме социального страхования;

• социальное обеспечение в форме социальной помощи гражданам, финансируемой уполномоченными органами государственной власти (органами местного самоуправления) из бюджетов бюджетной системы.

Отсюда можно выделить два основных механизма финансирования социальных выплат и льгот:

• страховой механизм, при котором финансирование социальных выплат осуществляется за счет средств специальных страховых фондов;

• бюджетный механизм, предусматривающий финансирование социальных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы.

Бюджетный механизм основан на распределительной модели, страховой — на распределительной, накопительной или смешанной.

В рамках страхового механизма для инвестирования временно свободных средств и резервов и осуществления страховых выплат могут привлекаться негосударственные институты. Например, в Российской Федерации в рамках обязательного пенсионного страхования страховщиками могут быть и негосударственные пенсионные фонды, а инвестирование средств для формирования пенсионных накоплений осуществляют негосударственные управляющие компании.

Справка

Ухудшение демографической ситуации ("старение населения") привело к реформам, которые проводились в разных странах. Реформы были направлены на внедрение накопительных элементов в пенсионную систему. Новатором таких реформ были Чили, где для организации пенсионных накоплений широко привлекались негосударственные институты (подобные реформы даже назывались "приватизацией пенсионной системы"). Такие реформы предполагали снижение расходных обязательств государства (за счет бюджетных средств выплачивается только минимальный размер), но в период глобального кризиса относительные размеры бюджетных расходов на пенсионные цели оказались выше, чем в тех государствах, в которых от проведения подобных реформ отказались (например, в Германии).

Принципы и стандарты социального обеспечения

Базовые подходы к организации национальных систем социального страхования сформулированы в декларациях, конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, которые предусматривают гарантированную и адекватную замену утраченного дохода, реализацию права на сохранение своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства. В конвенциях МОТ определены основные принципы социального страхования, в том числе:

• всеобщий и обязательный характер социального страхования работающих;

• доступность в реализации социальных гарантий;

• ответственность государства за стабильное функционирование системы социального страхования;

• гарантированный достойный размер возмещения утраченного заработка в результате наступления соответствующего страхового случая;

• надлежащее предоставление пособий, обеспечение необходимыми статистическими обследованиями и расчетами, связанными с достижением финансового равновесия страховых систем, утверждение общих правил руководства;

• обязательное финансовое участие застрахованных лиц и работодателей (кроме страхования от несчастных случаев на производстве) в уплате страховых взносов;

• привлечение в необходимых случаях в качестве источника финансирования социальных выплат и льгот государственных субсидий.

Среди этих документов особое значение для определения минимально допустимой величины социальных выплат отдельным категориям граждан имеют положения Конвенции № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения", которые впоследствии были увеличены при принятии в 1990 г. Европейского кодекса социального обеспечения, что существенно повысило уровень социальной защиты застрахованных по некоторым видам социального страхования (табл. 6.2.1).