Лекция 4. ОСНОВНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ И МЕТОДОВ ЛОГИСТИКИ

На формирование теории логистики большое влияние оказали менеджмент и его основные концептуальные подходы. Именно в рамках менеджмента были предложены первые логистические концепции. Рассмотрим хронологию появления основных идей, оказавших влияние на формирование научной концепции логистики (табл. 4.1).

При формировании табл. 4.1 был использован материал под названием "История развития логистического менеджмента"[1]. Часть сведений была добавлена, а некоторые малозначимые с точки зрения развития менеджмента факты, например "Дерегулирование деятельности транспорта в США" (конец 1970-х — начало 1980-х гг.) или "Реструктуризация рынка в глобальных масштабах в Азии, Европе и Северной Америке" (1990-е гг.), — удалены.

Таблица 4.1. Развитие логистического менеджмента

Годы

Событие

Значимость

1887

М. Киркман. Управление поставками дня железной дороги — закупки, распределение

Первая книга, посвященная теме закупок. Рассматривается проблема закупок в области организации железнодорожных перевозок

1901

Д. Кроуэлл. Отчет промышленной комиссии о распределении сельскохозяйственных продуктов

Первый документ, в котором анализируются расходы и факторы, влияющие на распределение сельскохозяйственной продукции

1920 -1930

Ф. Кларк

Первый предложил принцип концентрации и разукрупнения при продвижении товаров

1927

Н. Борсоди. Век дистрибьюции

Одна из первых книг, в которой термин "логистика" определяется так, как это принято сегодня

1931

Ф. Раймонд

Первая монография, посвященная управлению запасами

1956

Г. Льюис, Д. Каллитон, Д. Стал

Предложили концепцию общих затрат при выполнении транспортно-складских операций. Показали, что использование дорогостоящего воздушного транспорта по сравнению с морскими перевозками оправдано с позиции "общих затрат", так как некоторые затраты на складирование исключаются за счет скорости и надежности доставки самолетами

1961

Э. Смайкей, Д. Бауэрсокс, Ф. Моссман. Управление физическим распределением

Один из первых учебников по вопросам физического распределения. Обсуждение системного подхода и концепции общей стоимости

1962

П. Друкер. Темный континент экономики[2]

Показана особая важность дистрибьюции. Многие считают, что именно данная статья оказала кардинальное влияние на практиков

1972

М. Шифф. Калькуляция издержек и контроль при управлении физическим распределением

В работе показана важность бухгалтерской и финансовой информации для принятия оптимальных решений в сфере логистики

1976

Ламберт Д. Разработка методологии калькуляции издержек по управлению запасами: анализ затрат по содержанию запасов

В работе определены стоимостные компоненты одной из самых крупных статей издержек в логистике и разработана методология исчисления затрат на ОГЛАВЛЕНИЕ запасов

1976

Б. Лондс, П. Зинджср. Обслуживание потребителей: сущность и измерение

Первый всесторонний подход к оценке видов деятельности в области обслуживания потребителей в крупных корпорациях

1970-1980

Разработка и реализация систем: MPI 11 (MRP I), МРП 11 (MRP II), ДРИ (1ЖР),ДРИ II (DRPII),

К AN В AN и "точно в срок"

GIT)

Широкая реализация отмеченных систем свидетельствовала о необходимости интеграции логистических видов деятельности и обеспечения их максимальной эффективности. Также была показана взаимосвязь между логистикой и другими функциями бизнеса, такими как маркетинг и производство

1985

М. Портер. Конкурентное преимущество

Автор предложил концепцию "цепочки стоимости", ставшую основой для формирования конкурентных стратегий. Эта концепция включала в себя внутренние и внешние составляющие логистики в качестве ключевых компонентов маркетинговой стратегии, что позволило понять, за счет чего логистика может помочь организациям добиться конкурентного преимущества и поддерживать его

1990-е

Электронная коммерция (Интернет, веб-технологии, электронная почта) становится средством коммуникации в глобальном масштабе

Мгновенно действующие и достаточно дешевые коммуникационные системы позволяют организациям устанавливать и поддерживать контакты, а также вести бизнес в режиме 24 часа в сутки, семь дней в неделю

1993

М. Хэммер, Д. Чампи. Реинжиниринг корпорации: манифест о революции в бизнесе

Многие организации оценивают свои бизнес-процессы, стараясь определить, существуют ли более рациональные способы их выполнения. Логистика — сфера деятельности, в которой усилия по реинжинирингу приводят к существенным результатам

Середина 1990-х

Управление цепочками поставок признается важной областью концепции бизнеса. Во многих отраслях начинается внедрение и развитие этого подхода

Идея, согласно которой организации широкого профиля и целые функциональные области могут интегрировать усилия в оптимизации своих частных и общих показателей, приводит к разработке системного подхода применительно ко всему каналу дистрибьюции