Основные концепции налогообложения

Общие исторические формы государственных доходов и налогов находятся в тесной связи с развитием государства, общества, экономики. Отдельные замечания о финансах и налогах можно найти у античных авторов, но первые попытки научного осмысления налогов связываются с эпохой Средневековья. На протяжении тысячелетий налогообложение освоило множество различных способов и приемов взимания средств. Практика отбирает наиболее удачные из них, а человеческая мысль обобщает практику и обосновывает теоретические принципы обложения.

Генетическая связь налогов с государством предопределяет зависимость концептуальных взглядов па налоги от понимания места и роли государства в обществе. Разные экономические школы дают разное теоретическое обоснование налогов. Так, одними из наиболее ранних теорий стали теории обмена, вызванные к жизни идеями правового государства. Согласно этим теориям налог есть плата за услуги государства, покупная цена государственных благ, страховой взнос государству за пользование обеспечиваемыми им защитой и безопасностью. Появление таких теорий можно связать с реакцией против стеснительной правительственной опеки в предшествовавшие столетия и стремлением ограничить деятельность государства исключительно заботой о внутренней и внешней безопасности (государство — "ночной сторож"). Эти теории смешивают налог с пошлиной, или, точнее говоря, отрицают современный налог.

Классическая экономическая теория (А. Смит, Ж.-Б. Сей, Дж. Милль) исходит из принципиальной способности свободного рынка успешно справляться с временно возникающими проблемами занятости и производства без вмешательства государства в экономику и социальную сферу. Разумеется, экономические циклы были известны уже давно, но они рассматривались как самоустраняющиеся отклонения. Соответственно налоги, как главный источник ресурсов государства, должны были быть сведены к минимуму, чтобы не отнимать средства у экономики.

В последующем многие макроэкономические теории — монетаризм (М. Фридман), теория рациональных ожиданий (Э. Лукас), экономика предложения (А. Лаффер), признавая в той или иной мере значение активной денежной и фискальной политики государства, также рассматривали рыночную экономику как саморегулирующуюся, а государству отводили минимальную роль. Более того, считалось, что государство своим вмешательством только подрывает макроэкономическую стабильность. Ставка на минимальное участие государства в экономике требует и минимальных налогов.

Противоположную позицию занимают сторонники кейнсианства, полагающие, что свободный рынок страдает врожденными пороками и лишен внутренних механизмов стабилизации. Поэтому государство может и обязано взять на себя функцию регулирования, в том числе и соответствующей налоговой политикой. Дискреционная и автоматическая фискальная политика позволяет сгладить экономический цикл.

Исторический материал дает достаточно серьезные аргументы в пользу и той и другой концепции, оставляя решение спора за будущими теориями. По всей вероятности, прав Нобелевский лауреат по экономике 2001 г. Дж. Стиглиц, который, рассматривая проблему эффективности и справедливости в налогообложении — главную проблему налогов (она будет изложена ниже), утверждает, что "хорошая" налоговая система должна одновременно исходить из сбалансированного учета требований общественного сектора и свободного рынка. Нахождение этого баланса и составляет смысл налоговой политики.