Основные категории диалектики

Каждая наука вырабатывает собственные, присущие ей понятия, в целях точного и целостного охвата предмета изучения. Категории науки — это инструмент исследователя, посредством которого он осуществляет научный поиск, выстраивает теории и концепции, реализуя идеи и подтверждая гипотезы, тем самым расширяет пространство знания и параллельно совершенствует сам понятийный аппарат.

Философия изучает и фиксирует с помощью категорий всеобщие свойства, связи и отношения предметов и явлений в системе универсума, закономерности его развития. Категориальный аппарат философии формировался в течение всей её истории, общественной, в том числе, научной практики. По своему содержанию он отражает существующую действительность в универсальных понятийных характеристиках.

Категории диалектики являются итогом познания, обобщения опыта познания и практики всей истории человечества. Это узловые пункты познания, "ступеньки" проникновения мышления в сущность вещей. В целом категориальный аппарат можно сравнить с зонтиком, чем шире он раскрывается, тем большую площадь накрывает, в нашем смысле — площадь предмета исследования.

Философские категории — это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения универсума. Категории диалектики представляют ядро понятийного аппарата философии.

В силу того, что философские категории отражают всеобщие свойства, связи и отношения универсума, вытекает их методологическая ценность — они помогают познать природу и общество, человека и сущность его мышления.

Категории диалектики отличаются от общих понятий частных наук тем, что последние применимы лишь к определённой области познания, а категории философии, как особые закономерности, пронизывают собою всё познавательное пространство действительности, они универсальны и применимы во всех отраслях знания. Ни одна частная наука не обходится без всеобщих философских понятий.

Категории диалектики представляют собой систему и могут быть осмыслены во взаимосвязи, как её элементы. Они находятся в непосредственной связи с законами диалектики. Так, закон единства и борьбы противоположностей выражается через понятия противоположности, противоречия. В свою очередь законы диалектики определяют соотношение между категориями, выражающими общие стороны и отношения вещей. Так, соотношение между ОГЛАВЛЕНИЕм и формой, сущностью и явлением, необходимостью и случайностью представляют собой специфическое проявление закона единства и борьбы противоположностей. Ранее мы уже обращались к целому ряду философских категорий, раскрывая картину мира, — "материя", "движение", "пространство", "время", "количество", "качество", "мера".

Коротко остановимся на парных категориях диалектики.

Эти категории выражают различные стороны вещей, ступени познания, разный уровень глубины постижения объекта.

Сущность и явление

Сущность заключает собой внутреннее наполнение объекта, процесса или явления, присущее именно им, являющееся основанием их внешнего проявления. Постигнуть сущность — значит понять причину возникновения объекта или явления, законы его жизни, связи, тенденции развития, свойственные ему внутренние противоречия.

Явление — это внешнее обнаружение сущности, форма её проявления. В отличие от сущности, которая скрыта внутри объекта, вещи, процесса, именно явление находится на поверхности. Явление не может существовать без того, что в нём является, то есть без сущности.

Сущность является, явление существенно (Г. Гегель).

Универсум, мир уникален тем, что он существует в виде многомерного единства, заключенных в нём процессов и явлений, вещей и событий, обладающих своими индивидуальными, неповторимыми признаками.