Основные категории детей, относящихся к трудным, и их социально-педагогическая характеристика

Различные отклонения в ребенке, в том числе и социальные, из-за которых его относят к трудным, возникают под воздействием множества факторов и условий личностного развития. В каждом случае причины трудностей в воспитании ребенка свои.

При анализе проблемы трудных детей необходимо подходить к пей с позиций:

– внутреннего фактора, сказывающегося на трудности ребенка в развитии, воспитании и обучении;

– внешнего фактора, определяющего трудности работы с детьми с позиций: воспитателя (родителя, социального педагога, учителя) и его трудностей в работе с детьми; среды социально-педагогической работы с ребенком.

Трудные дети с позиции самого ребенка и его трудностей в развитии, воспитании и обучении. Отклонения, имеющиеся или сформированные в ребенке, могут быть самыми различными. Они по-разному сказываются на нем и в разной степени делают его трудным в развитии, воспитании и обучении.

В зависимости от видов отклонений наиболее характерными категориями трудных детей выступают:

– дети с отклонениями, требующими специальных методик развития, воспитания и обучения;

– дети, получившие воспитание не соответствующее по целям, идеалам и способам их достижения, принятым в обществе (социуме);

– дети с социальными отклонениями вследствие ошибок и упущений в развитии и воспитании в семье и/или в образовательном учреждении;

– дети, получившие своеобразие в процессе социализации под воздействием среды воспитания, негативно сказывающееся на их отношениях со сверстниками и воспитателем (родителем, учителем, социальным педагогом), а также самопроявлении.

Каждая категория трудных детей включает свои подгруппы, отличающие ее от других и определяющие специфику трудностей в социально-педагогической работе с ней воспитателей. Важно выделить эти подгруппы и охарактеризовать.

Дети с отклонениями, требующими специальных методик развития, воспитания и обучения. Они, отличаются от сверстников вследствие психических, соматических, физических и других отклонений.

К этой группе относятся:

– дети с особыми нуждами – дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями. Их развитием, воспитанием и обучением занимаются, как правило, в специализированных коррекционных образовательных учреждениях Семья занимается уходом, развитием и воспитанием детей во взаимодействии со специалистами;

– дети, склонные к нарушениям вследствие нервно- психических отклонений, подлежащие медицинской коррекции и специальному подходу в воспитании.

Дети, получившие воспитание не соответствующее по целям, идеалам и способам их достижения, принятым в обществе (социуме). Такое отклонение носит социальный характер. Оно может быть результатом семейного воспитания и/или воспитания улицей. Родители в этом случае опираются на свой жизненный опыт и усвоенные ценности. Улица, выступая средой или доминирующим фактором воспитания, также активно способствует формированию ценностей, идеалов, целей и способов их достижения, не соответствующих принятым в конкретном социуме.

Дети с социальными отклонениями вследствие ошибок и упущений в развитии и воспитании ребенка в семье и (или) в образовательном учреждении. Вследствие ошибок и упущений у ребенка с раннего возраста формируется целый комплекс социальных отклонений, негативные черты характера, которые существенно сказываются на его проявлениях в различных средах, взаимоотношениях со сверстниками, отношениях с родителями, взрослыми, учителями.

К этой категории трудных детей относятся:

– дети с различными формами социальных отклонений, проявляющиеся в их поведении и деятельности;

– педагогически запущенные дети, слабо подготовленные к школе. Они испытывают большие трудности в усвоения режима жизни и деятельности в образовательном учреждении, у них наблюдаются сложности во взаимоотношениях с учителем, учебной деятельности и выполнении домашних заданий. Такие дети требуют индивидуально- ориентированного подхода в преодолении педагогической запущенности;

– "трудновоспитуемые дети", демонстрирующие явные отклонения в личностном развитии. Таких детей определяют, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребенка, весьма разнообразны. Такие дети существенно различаются по своим индивидуальным особенностям. Отнесение их к "трудным" осуществляется на основе мнений родителей и педагогов, а не конкретных психофизиологических характеристиками.

Дети, получившие своеобразие в процессе социализации под воздействием среды воспитания, негативно сказывающееся на их отношения со сверстниками и воспитателем

(родителем, учителем, социальным педагогом), а также самопроявлении. Такое своеобразие может формироваться под воздействием негативных факторов семьи (особенно, семьи группы риска), детского коллектива, улицы и оно проявляется в тревожности, страхе, замкнутости, а иногда во вседозволенности, агрессивности. Оно негативно сказывается на уживчивости ребенка в среде сверстников, его взаимодействии с воспитателями, самопроявлении, что делает его трудным.

Дети с своебразием, сформированным под воздействием среды воспитания:

– не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, трудиться сообща, старательно выполнять работу;

– не умеют управлять собой, сдерживать себя, свои эмоции в процессе взаимодействия, игры, учебы;

– характеризуются неуверенностью в себе, обидчивостью, упрямством, капризностью, грубостью, вялостью, инертностью;

– склонные к нарушениям дисциплины и порядка.

Систематизируя изложенное, а также данные исследований различных авторов, выделим наиболее типичным проявления трудного ребенка. Это:

– трудности во взаимоотношениях с родителями, педагогами, другими взрослыми;

– трудности во взаимоотношениях с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

– сформированность негативных ориентиров, идеалов, "кумиров", ценностей, определяющих направленность и активность в самопроявлении;

– отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

– одиночество, невыраженность, непонятность другими, ведущие к замкнутости, безынициативности;

– поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного;

– поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

– обида на судьбу и переживание собственной проблемности, неумелости;

– отсутствие волевого контроля, способности к самообладанию и обладанию ситуацией;

– обида на конкретных людей (родителей, учителей, взрослых, сверстников);

– неорганизованность;

– зависимость от других, низкая сила своего "Я";

– трудности в обучении;

– трудный характер, наличие "неудобных" черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность;

– отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или "защитника";

– чувство вины, "стыда" за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица), отсутствие уважения к ним.

Изложенное следует учитывать, организуя социально-педагогическую работу, обучение трудных детей.

Внешний фактор, определяющий трудных детей с позиций воспитателя (социального педагога, учителя) и его трудностей в работе с ними сводится:

– к отсутствию у воспитателя опыта работы с разными категориями детей, неумению обеспечить реализацию учебной и воспитательной цели;

– неумению строить воспитательную стратегию ребенка, равнодушному фиксированию его проступков и осуждению;

– отсутствию любви к воспитаннику, неумению его понимать и безразличию к его судьбе;

– некорректному, бестактному отношению учителя к родителю ребенка;

– некорректному, бестактному отношению родителя к учителю, подрывающему возможности взаимодействия с ним в воспитательной работе с ребенком.

Отсутствие у воспитателя опыта работы с разными категориями детей, не умение учителя обеспечить реализацию учебной и воспитательной цели. В воспитании, подчеркивал П. А. Соколов еще в начале XX в., мы имеем дело с живыми, маленькими людьми, в которых прочно оседают самые ничтожные впечатления. Это чрезвычайно чувствительный материал, вроде тех цветов, одно прикосновение к которым, заставляет их увядать.

Особенно недостаток опыта сказывается на начальном этапе профессиональной деятельности учителей. "Плата за педагогический опыт иногда бывает слишком велика. Она равняется нескольким выпускам искалеченных взрослых. Тут убыток не денежный, а нравственно-общественный, социальный. Справка с педагогикой, несомненно, хоть немного убавит дорогую плату"[1].

О том, что, закончив педагогический вуз, выпускник только получает право для педагогической деятельности, но для овладения профессионализмом и ему необходим соответствующий опыт, писал в 1927 г. Μ. М. Рубинштейн: "Молодой педагог, выпускаемый даже более совершенными педагогическими заведениями, никогда не может быть готов. Диплом, полученный им, всегда будет нуждаться в пополнении тем свидетельством, который выдаст сама жизнь на основе опыта и живого участия в деле"[2].

Неумение строить воспитательную стратегию по отношению к ребенку, равнодушное фиксирование его проступков и осуждение. В основе такого подхода лежит изначальное видение ребенка неисправимым и равнодушная работа в связи с проявлением проступка.

Это наиболее распространенная ошибка в работе с трудными детьми. Она связана с тем, что трудного школьника считают плохим, неисправимым. К нему проявляется недоброжелательное отношение, неприязнь. Воспитатель ориентируется в работе на то, чтобы своевременно зафиксировать проявление проступка у воспитанника, осудить его за это и наказать. В работе с ним не видят перспективы, не замечают все то положительной, что есть в ребенке, вследствие чего у него возникает ожесточение, озлобление, желание отомстить обидчикам – воспитателям и сверстникам за равнодушие к его положению. Практика убедительно свидетельствует о том, что основная причина бессилия воспитателя и даже коллектива перед трудным ребенком заключается в неумении найти подход к ребенку и обеспечить целесообразность во взаимодействии с ним. Ошибка заключается в стремлении воспитателя реагировать на проступок, а не на его причины. По своей сущности – это непрофессионализм в воспитательной деятельности, он сохраняет главное, что порождает трудность в воспитании.

В воспитании важно уметь видеть стратегию развития человека и уметь се реализовать. Такой поход был прекрасно реализован в педагогической системе А. С. Макаренко.

Он проникнут любовью к детям, заинтересованностью в их судьбе. В основе его лежит тактика проектирования перспектив развития личности, положительных качеств и обеспечение ее достижения.

Отсутствие любви к воспитаннику, не умение его понимать и безразличие к его судьбе. Подобное проявление иногда можно наблюдать у воспитателя, который строит свою деятельность на эмоциях "хороший" или "плохой". Причинами негативного отношения к ребенку могут быть: семья (благополучная или неблагополучная); внешний вид ребенка; уровень организованности; контактность с ребенком; его обучаемость. Очень часто причиной может выступать то, что что-то не понравилось в воспитаннике.

Констатация личной неприязни воспитателя к воспитаннику по своей сущности ведет к трагедии в воспитании. В лучшем случае, оно проявляется в игнорировании воспитанника, его успехов и возможностей, в худшем – унижение и "изничтожение" (разрушение). Данный факт свидетельствует о непрофессионализме воспитателя. Если он не способен преодолеть в себе негативизма по отношению к ребенку, то работать воспитателем (учителем) ему противопоказано. Такого воспитателя можно квалифицировать, как профессионально непригодного. К сожалению, в педагогической практике за это от детей не отлучают и они продолжают свою "педагогическую деятельность".

Некорректное, бестактное отношение учителя к родителю ребенка. Такое явление, к сожалению, имеет место. Этя Шулимовна Натанзон приводит один из примеров подобного проявления учителя, следствием которого стало уход ребенка из семьи. Ребенок не выполнил по каким- то причинам домашнее задание и учитель выгонял его из класса, отправив за родителями. Он приходит испуганный домой и, боясь последствий, ничего не говорит маме. Через некоторое время учитель встречает на улице маму и ничего умнее не находит как накричать на нее, почему это она не пришла в школу по вызову. Мама со слезами приходит домой и выговаривает сыну, как же он ее подвел. Ребенок видит, что она в слезах и, не сказав ни слова, уходит из дома. Он ушел навсегда.

Формы проявления бестактности со стороны учителя различны. Они определяются его культурой и фантазией самопроявления. По своей сущности – это из серьезных показателей профессиональной непригодности учителя. Он не усвоил главное – учитель и родитель – совоспитатели. Авторитет каждого уважается и укрепляется в процессе совместной воспитательной деятельности.

Некорректное, бестактное отношение родителя к учителю, подрывающее возможности взаимодействия с ним в воспитательной работе с ребенком. Невысокой педагогической культурой отличаются родители, когда ведут себя некорректно с учителем, считая его ответственным за упущения в обучении и воспитании. Особенно это характерно для коммерческих образовательных учреждений, в которых родители платят за обучение своих детей. Идеология педагогической ситуации со стороны родителей в этом случае, не редко, звучит так "мы платим, значит имеем право спрашивать за результат обучения учителем".

Некоторые родители, особенно на начальном этапе обучения детей, начинают ревновать своего ребенка к учителю и ничего умнее не находят, как дискредитируют его, что снижает авторитет учителя и действенность его учебно-воспитательной деятельности. Более того, такая деятельность не повышает и авторитетность самих родителей и действенность их воспитания. Нарушается одно из важных условий эффективности воспитания – единство и согласованность воспитателей (учителей и родителей).

Воспитательная деятельность осуществляется в определенной среде. Последняя либо усиливает действенность воспитания, либо ее снижает.

Негативной средой, усложняющей социально-педагогическую деятельность, может быть семья группы риска, улица и работа в группе сверстников, разбор проступка ученика в классе, в котором происшедшее пользуется признанием, а виновник авторитетом.

Неумение учитывать своеобразие педагогической ситуации ведет к усилению ее негативного воздействия на воспитанника. Например, на заседание суда над несовершеннолетним приглашают детей группы риска, но непродуманность заседания, ведущая к проявлению бравады со стороны преступника, делает его героем, кумиром для детской публики. Такой показательный суд кроме негатива ничего дать не может.

Проводить воспитательную работу с одним из детей группы единомышленников, свершившим проступок на улице, – это, то же самое, что создать для него условия для самодемонстрации. При этом окружение нарушителя усиливает его демонстрационные возможности и само побуждается к таким же действиям. Подобных ситуаций достаточно много и их необходимо учитывать, осуществляя социально-педагогическую деятельность.

Средовый фактор свидетельствует о том, что ребенок трудным для воспитателя может быть в зависимости от среды (например, когда с ним работают индивидуально, то получается, когда в группе класса, то его как будто подменяют). Трудным ребенок может быть по отношению к одному воспитателю, с другим у него проблем нет. В семье ребенок может быть достаточно дисциплинированным, однако в других средах – на улице, в школе он может быть совсем другим.

Таким образом, трудные дети определяются их своеобразием, воспитателем (родителем, социальным педагогом, учителем), его умением работать с такими детьми, а также средой, в которой осуществляется социально-педагогическая деятельность с ребенком.