Основные изменения в праве

Законодательство в данный период первоначально, как и прежде, развивается на двух уровнях: общесоюзном и республиканском. Но чем дальше, тем большее значение приобретают именно законы союзных республик. С конца 80-х гг. разворачивается "война законов", усилившаяся после принятия союзными республиками деклараций о государственном суверенитете и выражавшаяся в отказе органов союзных республик применять общесоюзные законы и иные акты высших органов государственной власти и управления, которые находились в противоречии с республиканскими декларациями. Это означало, что нарушался принцип приоритета законодательства Союза перед законодательством республик. Принцип непосредственного, прямого действия законов СССР на территории союзных республик также был поколеблен. При принятии нормативного правового акта Союза, противоречившего республиканской Декларации, он подлежал ратификации или утверждению соответствующих органов и только после этого должен был применяться на территории суверенной республики1. Так, в соответствии с Законом от 31 октября 1990 г. "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР" до принятия своих законов о собственности, приватизации и до заключения нового Союзного договора не подлежали исполнению на территории России любые акты органов государственной власти и управления СССР, связанные с изъятием материальных, финансовых, валютных и денежных ценностей. Решения органов Союза ССР, принятые без согласия соответствующих органов РСФСР в отношении должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций союзного и республиканского подчинения, находящихся на территории республики и осуществляющих свою деятельность на основе российского законодательства, признавались недействительными.

По аналогии с нормативными актами Союза в республиках также утвердился институт указов президентов. В России президентские указы фактически приобрели юридическую силу, не только равную законам, но и по сути превосходящую их.

Демократические процессы, происходившие в обществе, находили свое отражение в конституционном праве. В декабре 1988 г. реформируется избирательная система. Предусматривается, что теперь выборы народных депутатов производятся по одномандатным или многомандатным избирательным округам. С целью обеспечения представительства общественных организаций предусматривается выбор 1/3 народных депутатов СССР, народных депутатов союзных и автономных республик именно от них. В соответствии с этим новым требованием 750 депутатов на Съезд народных депутатов СССР избиралось именно от общесоюзных общественных организаций. Реально обеспечивается неограниченная свобода выдвижения кандидатов в депутаты. Каждый участник предвыборного собрания мог предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою. Избирательного права наряду с психически больными гражданами, признанными судом недееспособными, были лишены только лица, содержащиеся в местах лишения свободы и направленные по решению суда в места принудительного лечения3. Через год - в декабре 1989 г - последняя категория граждан получила избирательные права, но новая - лица, в отношении которых была избрана мера пресечения - ОГЛАВЛЕНИЕ под стражей, их потеряла. Была пересмотрена императивная норма представительства от общественных организаций и зафиксировано, что часть народных депутатов союзных и автономных республик может избираться от общественных организаций, если это предусмотрено конституциями республик.

В целях развития не только представительной, но и прямой демократии впервые после установления возможности проведения референдума Конституцией СССР 1977 г. (ст. 5) 27 декабря 1990 г. принимается Закон "О всенародном голосовании (референдуме СССР)". Первым в Союзе стал уже упоминавшийся референдум 17 марта 1991 г.

Центробежные силы, действовавшие в советском обществе в конце 80-х - начале 90-х гг., провоцировавшие массовые беспорядки, обусловили необходимость принятия 3 апреля 1990 г. Закона СССР "О правовом режиме чрезвычайного положения". Право введения такого положения предоставлялось соответствующему Верховному Совету с уведомлением вышестоящего Верховного Совета и Президента СССР. В исключительных случаях по решению Верховного Совета СССР для ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, охраны общественного порядка и обеспечения безопасности граждан наряду с внутренними войсками Министерства внутренних дел СССР допускалось привлечение воинских частей Вооруженных Сил СССР и Комитета государственной безопасности СССР. В этих условиях Верховному Суду СССР предоставлялось право изменять установленную законом территориальную подсудность гражданских и уголовных дел. Если в местностях, где объявлено чрезвычайное положение, органы государственной власти и управления не обеспечивали надлежащего осуществления своих функций, предусматривалась возможность введения временного президентского правления.

Вслед за Союзом изменяет свое конституционное право и РСФСР. В соответствии с общесоюзным законом в 1989 г. происходит совершенствование избирательной системы, но с некоторыми отличиями, например, при формировании Съезда народных депутатов не было предусмотрено избрание депутатов от общественных организаций, а в 1991 г. был несколько изменен круг лиц, имеющих избирательные права.

Большое внимание было обращено на регламентацию правового статуса гражданина. 22 ноября 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина, предложив нескольким комитетам Верховного Совета подготовить предложения по приведению законодательства РСФСР в соответствие с положениями принятой Декларации.

Через несколько дней после Декларации - 28 ноября 1991 г. - принимается Закон "О гражданстве РСФСР", введенный в действие 6 февраля 1992 г., который в отличие от союзного внес заметные изменения в этот институт. Как и в Декларации, в нем содержался запрет на лишение гражданства, использовавшийся в предыдущий период как средство борьбы с инакомыслящими. Подтвердив ранее известные принципы единого и равного гражданства, Закон поколебал принцип единственности, допустив возможность двойного гражданства. Акт вступал в силу после разрушения Союза, поэтому наиболее важным на тот период являлось такое основание приобретения гражданства, как признание. Гражданами России признавались все граждане СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу Закона, если они в течение года после этого дня не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Допускался и прием в гражданство. Условием было постоянное проживание на территории России в течение пяти лет всего или трех лет непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством.

В 1991 г. принимается Закон РСФСР "О чрезвычайном положении". В отличие от союзного закона он предоставил право введения чрезвычайного положения Президенту или Президиуму соответствующего Верховного Совета с уведомлением или утверждением определенных органов. Специально оговаривалось, что правосудие на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. Запрещалось как учреждение чрезвычайных судов, так и использование ускоренного или чрезвычайного судопроизводства.

В развитии гражданского права можно выделить постепенное допущение рыночных отношений. В 1986 г. принимается Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности", в соответствии с которым она допускалась в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также в некоторых иных случаях. При этом обязательным были использование лишь личного труда граждан и членов их семей и только в свободное от основной работы время. Могли трудиться также домохозяйки, инвалиды, пенсионеры, студенты и учащиеся, не занятые в общественном производстве.

1 января 1988 г. вступил в силу Закон СССР "О государственном предприятии (объединении)". Именно этим предприятиям пока что отводилась главная роль в развитии экономического потенциала страны и достижении высшей цели общественного производства при социализме - наиболее полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей людей. Предприятие должно было осуществлять свою деятельность на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Из этого вытекало, что производственная и социальная деятельность предприятия осуществляется за счет заработанных трудовым коллективом средств. Из выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), возмещались материальные затраты. Прибыль или доход являлись обобщающим показателем хозяйственной деятельности. Часть прибыли должна была использоваться предприятием для выполнения обязательств перед бюджетом, банками и вышестоящим органом, другая - поступала в его полное распоряжение и вместе с иными средствами на оплату труда образовывала хозрасчетный доход коллектива.

С 1 июля того же года вводится в действие Закон "О кооперации в СССР". Кооперативные предприятия наряду с государственными признавались основным звеном единого народно-хозяйственного комплекса страны. Кооперативы могли действовать как в сельском хозяйстве, где их преобладающей формой являлись колхозы, так и в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и т.д.

В системе мер по совершенствованию производственных отношений все большее значение стала приобретать аренда. В связи с этим в апреле 1989 г. принимается Указ "Об аренде и арендных отношениях в СССР", а в ноябре того же года Верховный Совет утверждает Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде. В соответствии с ними трудовой коллектив государственного предприятия (объединения) или структурной единицы объединения вправе был образовать организацию арендаторов как самостоятельное юридическое лицо для создания на его основе арендного предприятия, которое становилось правопреемником имущественных прав и обязанностей государственного предприятия. Арендатор получал право выкупа арендованного имущества, после реализации которого арендное предприятие по решению трудового коллектива могло быть преобразовано в коллективное предприятие, кооператив, акционерное общество или иной вид предприятия, действующего на основе коллективной собственности.

В 1990 г. принимаются законы "О собственности в СССР" и "О предприятиях в СССР". Первым из них устанавливалось, что в СССР может существовать наряду с государственной, коллективной и собственностью советских граждан собственность иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан, допускалось объединение имущества, находящегося в собственности граждан, юридических лиц и государства, и образование на этой основе смешанных форм собственности. В соответствии с формами собственности второй Закон установил виды предприятий: индивидуальное и семейное, основанное на собственности советских граждан, коллективное предприятие, государственное (союзное и республиканское) предприятия и др.

В 1991 г. для преодоления монополии государственной собственности, обеспечения гражданам реальной возможности становиться собственниками средств производства и продуктов общественного производства на основе многообразия форм собственности, создания условий свободной предпринимательской деятельности вводятся в действие еще два закона - "Об общих началах предпринимательства граждан в СССР" и "Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий".

Несмотря на принятые законы, потребовалось и комплексное, системное обновление гражданского законодательства, обусловленное переходом к рынку, которое впервые было предпринято в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. Возрождалось деление имущества на движимое и недвижимое, вводились понятия коммерческих и некоммерческих организаций, устанавливался общий для юридических и физических лиц срок исковой давности три года, возможность возмещения морального вреда, восполнялись пробелы в сфере обязательственных правоотношений.

В гражданском праве России можно выделить Закон "О собственности в РСФСР", принятый в конце декабря 1990 г. и введенный в действие с 1 января 1991 г. Он наряду с государственной, муниципальной, собственностью общественных объединений (организаций) восстановил частную собственность- Одновременно был предусмотрен запрет для государства устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной или других формах собственности. Впервые после Октября в собственности граждан могли находиться земельные участки, квартиры стали объектом права собственности несколько раньше - по закону Союза. В отличие от прежнего законодательства не ограничивались число и стоимость приобретенного имущества. Вводилась приобретательная давность - добросовестное и открытое владение недвижимым имуществом не менее 15 лет и движимым не менее пяти лет - как основание возникновения права собственности. Закон предусматривал защиту интересов собственника в случае принятия государством законодательных актов, прекращающих право собственности, путем возмещения в полном объеме причиненных убытков. Прекращение права собственности в связи с решением государственного органа, направленным на изъятие имущества у собственника, допускалось лишь в случаях, установленных законом, с предоставлением равноценного имущества или возмещением убытков. При несогласии собственника с решением, влекущим прекращение его права, оно не могло быть осуществлено до разрешения спора судом.

Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности", введенный в действие одновременно с Законом о собственности, распространял свое действие на лиц, преследующих цель получения прибыли, и отменил полностью действие законов "О предприятиях в СССР", об индивидуальной трудовой деятельности и кооперации в части, противоречащей ему.

Закон о собственности (ст. 25) предусматривал возможность приватизации, т.е. отчуждения в собственность граждан и юридических лиц государственного и муниципального имущества. В соответствии с данной нормой в июле 1991 г. принимаются законы "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" и "О приватизации жилищного фонда".

В связи с принятием Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)", переходом на новые методы хозяйствования и в целях усиления социальных гарантий для трудящихся в феврале 1988 г. в Основы трудового законодательства Союза ССР и союзных республик были включены две новые главы: "Обеспечение занятости высвобождаемых работников" и "Трудовой коллектив". Последняя глава говорила о советах трудовых коллективов и введении выборности руководителей предприятий и их подразделений. Проявлением расширения прав трудовых коллективов было запрещение расторжения трудового договора с руководящим работником, избранным на эту должность своим коллективом, без решения общего собрания или совета трудового коллектива. Другой главой гарантировались обеспечение прав на труд, льготы и компенсации высвобождаемым работникам. Одновременно с этим расширялись права профсоюзных организаций: запрещалось расторжение трудового договора по инициативе администрации без согласия профкома (даже в случаях прогула, появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, совершения по месту работы хищения). С начала 90-х гг. такое нововведение перестало соответствовать осуществлявшейся политике перехода на рыночные отношения, в связи с чем была допущена возможность расторжения трудового договора по указанным основаниям и при несогласии профкома, а по другим - только с его предварительного согласия.

В 1989 г. был принят Закон СССР "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)", в котором предусматривалось, что требования трудового коллектива формулируются и утверждаются на общем собрании или конференции членов коллектива, а его интересы представляют уполномоченный им орган - профсоюзный комитет, совет трудового коллектива и др. Требования, отклоненные или удовлетворенные администрацией частично, должны были рассматриваться в примирительной комиссии и трудовом арбитраже. Если эти органы не урегулировали разногласия сторон, то трудовой коллектив для удовлетворения своих требований вправе был прибегнуть к забастовке - полной или частичной приостановке работы предприятия.

С 1987 по 1990 г. включительно отменяются дополнительные отпуска, предоставляемые за выполнение отдельных общественных обязанностей (например, членам добровольных народных дружин по охране общественного порядка), разрешается ранее весьма ограниченная работа по совместительству, появляется особая форма трудового договора -- трудовой контракт, который первоначально должен был заключаться только с руководителями государственных союзных предприятий.

В условиях перехода к буржуазным отношениям должен был появиться и рынок труда, предполагающий наличие безработицы. Соответственно, в начале 1991 г появляются Основы законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, регулирующие этот вопрос.

В целях создания более благоприятных возможностей для ухода за малолетними детьми увеличивается продолжительность частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, а с 1 декабря 1989 г. продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком достигает трех лет. Указанные отпуска засчитывались как в общий и непрерывный стаж, так и стаж работы по специальности. В 1990 г. была предоставлена возможность использовать такие отпуска не только матери, но и отцу или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком. С 1 декабря 1990 г. увеличивался отпуск по беременности и родам с 56 до 70 календарных дней до родов, было установлено его исчисление суммарно и предоставление полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов; повышался до уровня минимальной заработной платы размер государственного пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, при рождении двух и более детей пособие должно было выплачиваться на каждого ребенка5. Взамен ранее действовавших единовременных пособий, выплачивавшихся при рождении ребенка, дифференцированных в зависимости от очередности рождения, устанавливалось общее единовременное пособие6.

В соответствии с общесоюзным первоначально развивалось трудовое право РСФСР. Вслед за изменением Основ трудового законодательства Союза ССР и союзных республик в 1988 г. вносятся новеллы в Кодекс законов о труде РСФСР, пополнившийся аналогичными главами - о трудовом коллективе и обеспечении занятости высвобождаемых работников; введенная впервые в СССР в 1990 г. особая форма трудового договора - трудовой контракт - получает в конце того же года законодательное признание; за Основами законодательства Союза ССР и республик о занятости населения в апреле 1991 г. принимается Закон "О занятости населения в РСФСР"; Российской Федерацией продолжается союзная политика; направленная на обеспечение лучших условий материнства и детства.

Существенные изменения, произошедшие в обществе, нашли свое отражение и в уголовном праве СССР. Вводится ряд новых составов преступлений. Так, с 1988 по 1991 г. была установлена уголовная ответственность за незаконные действия с радиоактивными материалами, призывы к насильственному нарушению единства территории Союза ССР, союзных и автономных республик, автономных областей и округов, а также за распространение с этой целью материалов такого содержания, публичное оскорбление или клевету в отношении Президента СССР, умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем устройства препятствий, установки постов либо иными способами, принуждение работника транспорта к невыполнению своих служебных обязанностей, за угон или захват железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного судна, а равно захват вокзала, аэродрома, порта или иного транспортного предприятия, а также грузов без цели хищения, за нарушение порядка использования воздушного пространства СССР, нарушение равноправия граждан в зависимости от их отношения к религии. Усиливалась ответственность, например, за спекуляцию, незаконную торговую деятельность и злоупотребления в торговле.

Проводившиеся работы по кодификации уголовного права закончились принятием в 1991 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик, сменивших Основы 1958 г. В этом акте впервые было введено понятие ограниченной вменяемости; к обстоятельствам, исключающим преступность деяния, отнесены задержание лица, совершившего преступление, а также оправданный профессиональный и хозяйственный риск; ссылка и высылка исключены из видов наказаний; в разделе "Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних" содержалось положение, исключающее уголовную ответственность лица, достигшего установленного в законе возраста, вследствие задержки психического развития, не связанного с болезненным психическим расстройством, которое было неспособно сознавать фактический характер либо общественную опасность своих действий или руководить ими, устанавливались новые виды наказаний для несовершеннолетних - привлечение к общественно полезным работам, ограничение свободы досуга, арест.

Российское уголовное право развивалось в том же направлении, что и законодательство Союза. Уголовный кодекс дополняется новыми составами преступлений, такими как публичные призывы к измене Родине, совершению террористического акта или диверсии; захват заложников, незаконное помещение в психиатрическую больницу; нарушение законодательства о референдуме, воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов.

Вместе с тем возникла необходимость отмены ряда статей Уголовного кодекса: из числа хозяйственных преступлений декриминализируются спекуляция, предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество, а из преступлений против порядка управления - распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй5. В связи с провозглашением в ст. 12 и 23 Декларации прав и свобод человека и гражданина права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также с запретом принудительного труда отменяются статьи о нарушении правил паспортной системы и о занятии бродяжничеством, попрошайничеством либо ведении иного паразитического образа жизни. Так как в ст. 7 Декларации подчеркивается стремление государства к полной отмене смертной казни, в УК произошло сокращение числа составов преступлений, в качестве наказания за которые она предусматривалась6.

В уголовном процессуальном праве вносятся изменения в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В 1989 г. они дополняются по вопросу продления срока содержания под стражей. Такое продление осуществляется заместителем Генерального прокурора СССР - до одного года и Генеральным прокурором СССР - до полутора лет. Дальнейшее продление срока не допускается, содержащийся под стражей обвиняемый подлежит немедленному освобождению7. В 1990 г. Основы предусматривают возможность в соответствии с установленным законодательством союзных республик по делам о преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше 10 лет, рассмотрения дела судом присяжных. Кроме того они дополняются ст. 35 "Прослушивание телефонных и иных переговоров".

В деятельности российских судебных органов пришлось отказаться от принципа только коллегиального рассмотрения гражданских и уголовных дел. Это было мерой, продиктованной экономической ситуацией: предприятиям и организациям стало невыгодно отпускать в рабочее время своих сотрудников для выполнения ими функций народных заседателей с оплатой среднего месячного заработка. В связи с этим работа судов приостанавливалась. В целях выхода из создавшегося положения судьям была предоставлена возможность единолично рассматривать гражданские и уголовные дела. Наряду с институтом народных заседателей, использующих при осуществлении правосудия все права судьи, в РСФСР, так же как и в Союзе, появился институт присяжных заседателей.