Основные источники клинической психологии (история возникновения и развития предмета)

В истории развития клинической психологии можно условно выделить пять этапов.

1. Истоки клинической психологии просматриваются в работах психиатров в конце XIX в. (Э. Крепелин, Э. Кречмер, И. Брайер, З. Фрейд, Ж.-М. Шарко, П. Жане и другие ученые). Заметно их стремление с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать ее феноменологию и специфические отличия от нормы. Клиническая психология складывалась, объединяя лучшие традиции классической психиатрии с новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное.

2. На данном этапе наблюдается проникновение экспериментального метода в психиатрию и психологию (В. Вундт, Г. Эбингауз, Э. Титченер и другие ученые). При крупных психиатрических клиниках в конце XIX в. начали организовываться психологические лаборатории: Э. Крепелина в Германии (1879), П. Жане во Франции (1890). Экспериментально психологические лаборатории были открыты и при психиатрических клиниках в России — вторая в Европе лаборатория В. М. Бехтерева в Казани (1885), затем в Санкт-Петербурге, лаборатории С. С. Корсакова в Москве (1886), В. Ф. Чижа в Юрьеве, И. А. Сикорского в Киеве, П. И. Ковалевского в Харькове. Ряд лабораторий был организован в США и Англии. В 1907 г. В. М. Бехтерев писал в журнале "Образование психиатрии": "Пренебрегать положениями современной психологии, опирающейся на эксперимент, а не на умозрение, для психиатра уже не представляется возможным".

3. Изучение индивидуальных различий Ф. Гальтоном, Дж. Кеттеллом в Англии, А. Бине, Ф. Симоном во Франции — начало применения тестов при исследовании психических больных. По окончании Второй мировой войны в западной клинической психологии происходит смещение интереса с тестирования интеллекта на индивидуальные особенности. Растет применение проективных методик в клинике для более глубокого, тонкого понимания бессознательных тенденций личности и их психологического смысла.

4. С 1960-х гг. в клинической психологии формируется антипсихиатрическое течение, характерное проникновением в эту область знаний гуманистических идей. Психотерапия становится основной формой профессиональной деятельности психолога в клинике.

Понятие "клиника" изменяется в сторону "клиника жизни", т.е. понятие включает многообразие межличностных проблем, конфликтов, экзистенциальных проблем. Идет расширение границ клинической психологии. Возникает социальная психиатрия, что способствует ускоренному распространению внебольничных форм ведения пациента, в том числе групповой, семейной психотерапии, психологического консультирования. Доминирующий подход — экологический, ориентированный на активацию потенциальных резервов и механизмов выживания, способствующих гармоничному взаимодействию его с социумом.

5. Практическое прикладное значение клинической психологии базируется на прочном фундаменте трудов отечественных психологов-классиков (нейро- и патопсихологов) — В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурия, В. II. Мясищева и других ученых. Современные клинические психологи, внесшие большой вклад в развитие клинической психологии, — Е. Д. Хомская, Б. С. Братусь, Ю. Ф. Поляков, В. В. Николаева, Е. Т. Соколова, Л. И. Московичуте и др.

Современные тенденции клинической психологии

Деятельность современных клинических психологов вышла за пределы клинической медицины. Сегодня в медицине произошел переход к психологии психических проблем личности, группы. Знания и методы клинической психологии используют в неспецифической (первичной) профилактике, направленной на внесение "культуры здоровья" в сознание людей, на широкую пропаганду психологически обоснованных способов борьбы с вредными для здоровья навыками и привычками.

Проводится профилактическая работа с использованием различных форм психологической коррекции с детьми и подростками с аномалиями развития, с лицами повышенного риска заболеваемости в отношении психосоматических недугов, пограничных психических расстройств, алкоголиками и наркоманами. Круг функций клинических психологов усложняется, сфера их деятельности интенсивно расширяется. Социальный заказ клинической психологии, ее социальная пища в виде охраны здоровья, накопление векового опыта связи медицины с психологическими факторами, компетентность клинических психологов обусловили масштабность и приоритетность этой психологической дисциплины. В США 60% членов национальной ассоциации психологов — клинические психологи.

Клиническая психология активно внедряется в работу соматических клиник, также создается психология телесности (психосоматика). Разрабатываются проблемы, относящиеся к роли семьи в дисгармоничном развитии ребенка, созревании почвы для многих недугов, вплоть до психосоматических и пограничных расстройств, в целях предупреждения опасностей и разработки мер их профилактики.

Разработан новый взгляд на психический синдром как новообразование, влияющее на жизнедеятельность человека в целом, затрудняющее адаптационные возможности и стимулирующее разработку более сложного, "объемного" подхода к коррекции и восстановлению любых изменений психической сферы.

Клиническая психология продолжает заниматься исследованиями проблемы нормы, ее типологии, критериев, дифференциальной диагностики, выявлением конституционно детерминированных вариаций путем нейропсихологического подхода, а также анализом психопатических и акцентуированных личностей и т.д.

Тенденция к синтезу и построению общих принципов, разработке общих закономерностей и категорий, объединяющих разные области о и ни ческой психологии, поможет построить общую теорию отклонений, изменений, нарушений в целях восстановления психической деятельности при разнообразных видах патологии и аномалиях развития.