Лекция 8. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

В результате изучения данной главы магистрант должен:

знать

• роль и место исследовательской программы в научном познании;

• соотношение понятий "система методов познания" и "исследовательская программа" в процессе решения конкретных научных проблем;

• специфику натуралистической исследовательской программы и особенности ее применения в социально-гуманитарном знании;

• особенности антинатуралистических исследовательских программ и специфику их использования в социально-гуманитарном познании;

• возможности и ограничения постмодернистской, герменевтической, феноменологической исследовательских программ в процессе теоретического осмысления социальной работы;

• ОГЛАВЛЕНИЕ категорий "исследовательская программа", "натуралистическая исследовательская программа", "антинатуралистическая исследовательская программа", "исследовательские программы в теории социальной работы";

уметь

• различать особенности натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ;

• выявлять методологическое значение конкретных исследовательских программ для развития теории социальной работы;

владеть

• категориальным аппаратом анализа исследовательских программ;

• навыками использования натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ для теоретического анализа актуальных проблем социальной работы.

Место исследовательской программы в социально-гуманитарном познании

Понятие "научно-исследовательская программа" является плодотворным термином для исследования истории науки с точки зрения ее ведущих методологических подходов. Более того, можно утверждать, что генезис науки как специфического феномена культуры сопряжен с генезисом ее методологического самосознания, формой которого и является научно-исследовательская программа.

Так, известный отечественный историк и философ науки Π. П. Гайденко (р. 1934) убедительно показала, что в Античности сложились три научные программы: математическая (пифагорейско-платоновская) и две физические – атомистическая (Демокрита) и континуалистская (Аристотеля).

В Средние века наибольшим влиянием пользовалась аристотелевская научная программа, на основе которой построена, например, "физика импето", а атомизм оказался на периферии научной жизни. Становление науки Нового времени в значительной мере связано с возрождением атомистической программы в работах Хр. Гюйгенса (1629–1695), Р. Бойля (1627– 1691), братьев Якоба (1654–1708) и Иоганна (1667–1748) Бернулли и др., наряду с картезианской, ньютоновской, лейбницевой программами. В. П. Визгин показал, что после открытия специальной теории относительности отчетливо выявляются три большие программы-стратегии: классико-механическая, электромагнитно-полевая и релятивистская.

Как отмечает Π. П. Гайденко, исследовательская программа содержит в себе характеристику предмета, метода исследования, общих предпосылок научной теории, способов перехода от философской системы к научным построениям. Она отличается как от философской системы, так и от научной теории. "В отличие от научной теории научная программа, как правило, претендует на всеобщий охват всех явлений и исчерпывающее объяснение всех фактов, т.е. на универсальное толкование всего существующего. Принципы или система принципов, формируемая программой, носит... всеобщий характер".

Социально-гуманитарное познание представляет собой познание бытия человека, т.е. главным объектом здесь фактически является сам познающий субъект, а также разные виды его деятельности. От степени учета этой специфики зависит выбор научно-исследовательской программы, которая используется ученым при исследовании. История науки показывает, что в силу тесной связи социально-гуманитарного познания с жизненным миром людей, с ценностями, историей, становление метатеоретического уровня, на котором формируются научно-исследовательские программы, проходило медленно. Совокупность отдельных идей или теоретических конструктов по поводу сущности социально-гуманитарных объектов долго не выстраивались в непрерывную теоретическую серию (когда, например, результаты предыдущей теории переходят в следующую в качестве гипотезы).

Примером может служить история политической науки. Первые политические теории возникают в глубокой древности (Платон, Аристотель, Цицерон и др.); существуют несомненные достижения в этой области в Средние века (Ф. Аквинский, 1225/1226–1274), в эпоху Возрождения (Н. Макиавелли, 1469–1527) и в начале Нового времени (Т. Гоббс, 1588–1679, Ж.-Ж. Руссо, 1712–1778, И. Кант, 1724–1804); однако о полноценной политологии можно говорить начиная только с XIX в.

Поворот западноевропейской науки к социально-гуманитарной сфере ускоряется со второй половины XVIII в. Большую роль в подготовке такого поворота сыграла немецкая классическая философия, начиная с трудов И. Канта, который радикально противопоставил мир необходимости (природы) и мир свободы (личности), раскрыв специфику человеческого бытия. Один из лучших переводчиков трудов Платона Ф. Шлейермахер (1768–1834) подверг анализу явление перевода текста с одного язык на другой, увидев здесь научную проблему. Он ввел понятие мировоззрения для описания системы взглядов на мир; рассуждения ученого о так называемом "герменевтическом круге" (в его основе – необходимость включения читателя в исторический контекст творчества автора) заложили традицию научной герменевтики.

Развитие промышленного производства в Англии в XVIII в. стимулировало А . Смита (1723–1790) к созданию концепции "экономического человека", которая легла в основу рождающейся экономической науки. В рамках этой концепции английский ученый мог сформулировать и подтвердить экономические законы. Во Франции неоценимую роль сыграли A. Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и др. Так, А. Сен-Симон (1760–1825) писал о необходимости "положительной" науки о человеке, которая бы изучала мир последнего так же, как точные науки изучают мир неорганический.

Динамичное развитие социально-гуманитарного познания в XIX в. привело к формированию и конкуренции научно-исследовательских программ теоретического уровня. Ряд методологических программ выдвинули такие видные ученые того времени, как О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер, Н. Данилевский, B. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт. Методологическая дискуссия, расширившись до целых школ и направлений, продолжилась в XX в. благодаря работам Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Поппера, X. Ортеги-и-Гассета, О. Шпенглера и др.

Из отечественных ученых и философов упомянем "натуралистов" А. И. Стронина (1827–1889) и Π. Ф. Лилиенфельда-Тоаля (1829–1903), утверждавших, что в человеческой жизни и развитии действуют те же законы, как и во всей органической природе, оппонирующих им с позиций экзистенциализма Л. А. Шестова (1866–1938) и Н. А. Бердяева (1874–1948), а также представителей марксизма Г. В. Плеханова (1856– 1918), П. Б. Струве (1870–1944), В. И. Ленина (1870–1924), Н. И. Бухарина (1888–1938) и др. Можно констатировать, что к этому времени весь спектр основных научно-исследовательских программ социально-гуманитарного познания был сформирован и с изменениями, иногда достаточно серьезными, дошел до нашего времени.