Золотоордынский период

В 1236 г. Волжская Булгария, несмотря на сильнейшее сопротивление, была покорена завоевателями-кочевниками, пришедшими из Юго-Восточной Азии, которые уничтожили ее города, разорили села. Эти завоевания XIII в. привели к созданию на огромной территории от Иртыша на востоке до Днестра и Дуная на западе государства Улус Джучи – Золотая Орда. Это было многонациональное государство, основную массу которого первоначально составляли завоеванные тюркские народы: половцы (кыпчаки), хорезмийцы, булгары. Всех их вскоре стали называть татарами – по имени одного тюркского центрально-азиатского племени.

Золотая Орда не была монолитным государством, кочевники были немногочисленны в ее войсках, в основном состоявших из покоренных ею людей. Завоеватели не имели опыта управления, не имели даже письменности и поэтому вынуждены были использовать в чиновничьем аппарате грамотных и подготовленных людей из покоренных мусульман или буддистов. В начале XIV в. Золотая Орда приняла ислам. Этот век ознаменовался также развитием новых культур, цивилизаций и новых этнических образований. Золотая Орда превратилась в развитое феодальное государство Средневековья. Часть завоевателей к этому времени вернулась обратно в свои степи, а оставшиеся ханы и государственные правители растворились среди местного поволжского населения, этнической основой которого были тюркоязычные племена.

В оценке роли Золотой Орды в истории России ученые расходятся. С. М. Соловьев оценивал этот период критически. И действительно, трудно не признать того факта, что данное нашествие было тяжелым для России; русские летописи свидетельствуют о жестокости завоевателей, о разграблении городов, пленении людей. В то же время Η. М. Карамзин и В. О. Ключевский видели во власти хана возможность единения нее более отчуждающихся и мельчавших русских княжеств. Г. В. Вернадский и Н. С. Трубецкой утверждали, что монголо-татары способствовали возникновению Московского государства, что объединение Руси было подсказано опытом монгольской государственности. Л. Н. Гумилев считал, что вообще "поход на Русь у нас есть все основания назвать набегом", великим кавалерийским рейдом, а не игом. Существуют и другие оценки этого события.

Современный исследователь-востоковед Р. Г. Ланда отмечает: "Пришельцы не селились на Руси и не оставляли в ее городах и крепостях свои гарнизоны. Они не стремились изменить политический строй и религию русичей. Православное духовенство было даже освобождено от податей... Вряд ли стоит всю ответственность за “ожесточение” русской жизни и “беззаконность” всякой рождаемой ею... власти целиком взваливать на Золотую Орду. Русь, к сожалению, во многом была ко всему этому подготовлена".

Золотая Орда сыграла в истории Руси неоднозначную роль. В это время Запад (шведы, немцы) не хотел единения славян; он стремился, расчленив ее, подчинить себе и навязать народу свою религию, культуру, язык. Мудрой и дальновидной оказалась политика Александра Невского, сражавшегося со шведами и сблизившегося с золотоордынцами не ради корысти (последнее было свойственно большинству русских князей). Союз его с Ордой, не грозившей Руси оккупацией и ассимиляцией, был наименьшим злом по сравнению с захватническими планами германцев. В результате одинаково бедственного и угнетенного положения разных народов происходило их сплочение. Славяне, булгары, финно-угры невольно сближались между собой, этноконтакты приводили к возникновению смешанных семей и установлению терпимого отношения этносов друг к другу.

Для Руси Золотая Орда стала образцом военной организации. Русская фискальная система, посольский обычай были как в Орде, много сходного можно найти в установившихся государственных порядках. Всему этому способствовал также переход на службу к русскому царю в XIII– XIV вв. значительного количества представителей казанских татар и ногайцев из Орды, ставших основателями будущих родов русской знати. Они получили в Москве княжеские титулы и земельные территории в наследственное владение. Так на Руси появились Апраксины, Аракчеевы, Барановы, Бунины, Годуновы, Державины, Карамзины, Кутузовы, Корсаковы, Курбатовы, Мичурины, Тимирязевы, Тургеневы, Юсуповы – всего от 300 до 500 фамилий дворянских родов, имевших тюркские корни.

Перейдя на службу к русскому царю, выходцы из Орды крестились и брали себе русских жен. Возникали новые династии, в которых более ста человек к XVIII в. имели княжеские титулы.

Так же активно уходили в Москву представители мордвы, и к XVIII в. в целом ряде губерний России большинство местных дворян составляли крещеные татары и мордва.

Заключались межэтнические браки, появлялись новые этнические образования.

Такие же этнопроцессы происходили и в Поволжье, где располагались столица и другие золотоордынские города, на строительстве которых трудились по принуждению или добровольно славяне, тюрки, финно-угры, выходцы из Азии и даже из Европы. В XIV в. в городах Поволжья велась оживленная торговля, процветали ремесла, архитектура и искусства, что привлекало путешественников и деловых людей из разных стран и способствовало смешению этносов и культур.

В XV в. Золотая Орда распалась, в результате чего в Поволжье возникли Казанское и Астраханское ханства, в степной его части Ногайская Орда. В состав Казанского ханства, населенного в основном татарами, входили территории проживания мордвы, чувашей, марийцев, удмуртов, башкир; все они платили дань Казанскому ханству. В XV в. Казанское и Астраханское ханства были завоеваны Иваном Грозным и включены в состав России, исчезла вскоре и Ногайская Орда.