Основные индикаторы развития мировой экономики в 1993—2012 годах

Для более наглядного представления о том, какие сдвиги происходили в мировой экономике в целом, а также в группах развитых, переходных и развивающихся стран, в краткой форме ознакомимся с соответствующим статистическим материалом и проведем его краткий анализ (по данным табл. 2.1—2.4).

Таблица 2.1. Совокупное мировое производство и мировой экспорт, 1993—2012 гг., рост в %[1]

Регион

Средний

рост

в 1993-2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Прогноз на 2012

Мир

3,3

3,6

4,9

4,6

5,2

5,4

2,9

-0,5

5,0

4,4

4,5

Развитые экономики

2,8

1,9

3,1

2,7

3,0

2,7

0,2

-3,4

3,0

2,4

2,6

США

3,4

2,5

3,6

3,1

2,7

1,9

0,0

-2,6

2,8

2,8

2,9

Еврозона[2]

2,1

0,8

2,2

1,7

3,1

2,9

0,4

-4,1

1,7

1,6

1,8

Япония

од

1,4

2,7

1,1

2,0

2,4

-1,2

-6,3

3,9

1,4

2,1

Другие развитые экономики[3]

3,8

2,6

4,1

3,4

3,9

4,0

-2,3

4,3

3,2

3,3

Развивающиеся и переходные экономики

4,1

6,2

7,5

7,3

8,2

8,8

6,1

2,7

7,3

6,5

6,5

Региональные группы

Центральная и Восточная Европа

3,3

4,8

7,3

5,9

6,4

5,5

3,2

-3,6

4,2

3,7

4,0

Содружество Независимых Государств[4]

-1,2

7,7

8,1

6,7

8,9

9,0

5,3

-6,4

4,6

5,0

4,7

Развивающаяся

Азия

8,1

8,6

9,5

10,4

11,4

7,7

7,2

9,5

8,4

8,4

Латинская Америка и Карибский бассейн

2,7

2,1

6,0

4,7

5,6

5,7

4,3

-1,7

6,1

4,7

4,2

Средний Восток и Южная Африка

3,3

7,3

6,0

5,4

5,8

6,2

5,1

1,8

3,8

4,1

4,2

Африка к югу от Сахары

-3,7

4,9

7,1

6,2

6,4

7,2

5,6

2,8

5,0

5,5

5,9

Средний темп роста

Развитые экономики

3,2

2,2

4,0

3,1

3,8

4,1

0,9

-3,5

2,4

2,4

2,4

Развивающиеся экономики

3,8

4,7

5,4

5,4

5,6

6,3

5,1

1,8

4,3

4,6

4,7

Производство на душу населения

Развитые экономики

2,1

1,2

2,4

2,0

2,3

2,0

-0,5

-4,0

2,4

1,7

2,0

Развивающиеся экономики

2,8

5,0

6,4

6,1

7,1

7,6

4,9

1,6

6,3

5,5

5,5

Темпы мирового роста, основанные на валютном рынке

2,7

2,7

3,9

3,5

4,0

3,9

1,6

-2,1

3,9

3,5

3,7

Стоимость мирового производства (млрд долл.)

В курсах валютного рынка

30,111

37,416

42,119

45,562

49,349

55,702

61,268

57,92

62,909

68,652

72,486

По паритету покупательной способности

37,22

48,797

52,655

56,729

61,583

66,715

70,038

70,124

74,265

78,291

82,913

Для справки

Мировой экспорт в млрд долл.

Товары и услуги

6745

12 870

14 849

17 307

19 747

15 783

18 713

16 528

9323

21877

23 502

Товары

5383

10 327

11 966

13 845

15 859

12 341

14 986

13 253

7442

17 711

19 015

Средняя цена нефти, рост в %

2,7

41,3

20,5

10,7

36,4

-36,3

27,9

15,8

15,8

35,6

0,8

В долл. США за баррель

1982

5335

6427

7113

9704

6178

7903

7084

2889

10 716

10 800

Стоимость за единицу экспорта продукции обрабатывающей промышленности

-1,4

2,6

2,6

6,2

6,6

-6,3

3,0

4,0

13,5

5,5

U

Источник: IMF. World economic Outlook. Washington. 2012. April. P. 181.

Данные табл . 2.1 показывают динамику реального ВВП за длительные временные периоды: 1993—2002 и 2003—2012 гг. Это дает возможность проследить, сопоставить темпы роста в разных группах стран: в развитых странах, развивающихся и переходных странах, континентально-региональных группах, а также в ассоциативных группах. Здесь же представлены данные по показателям стоимости объема всемирного ВВП, составившего в 2011 г. 72,5 трлн долл, по курсам валютного рынка и 83 трлн долл. по паритету покупательной способности. Общий объем мирового экспорта товаров и услуг составил в 2011 г. 17,7 трлн долл. (6,73 трлн в среднем за 1993—2002 гг.).

При этом наиболее высокие темпы роста и экспорта были характерны для группы развивающихся стран и стран с формирующимся рынком — их темпы роста значительно опережали соответствующие показатели группы развитых стран. Особенно выдающийся рост показали азиатские страны: темп их роста в 1993—2002 гг. в среднем составил 7,1%, а в период между 2003 и 2008 гг. ежегодно повышался — с 8,1 до 11,4%; в 2008— 2009 гг. несколько снизился, составив соответственно 7,7 и 7,2%, но уже в 2010 г. повысился до 9,5%. Таким образом, в этой группе государств в период глобального кризиса не было никакого крупного спада, лишь несколько снизился темп роста. В США темп роста в 2009 г. резко упал до -3,4%, а в 2009 г. — до -3%; в зоне евро в 2008 г. рост был на нулевом уровне, а в следующем 2009 г. он упал до -2,6%. В Японии спад в 2009 г. составил -4,1%; в странах СНГ в том же году спад составил -6,4% и т.д.

Таблица 2.2. Развитые страны: реальный рост ВВП в 2003—2012 гг., % (среднее процентное изменение)

Страны и группы стран

2003-

2010[5]

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012[6]

Развитые экономики

1,3

1,9

3,0

2,4

2,9

2,6

-0,1

-4,0

2,7

1,3

1,3

США

1,4

2,6

3,5

3,1

2,7

1,9

-0,4

-3,5

3,1

1,7

1,5

Канада

1,7

1,9

3,1

3,0

2,8

2,2

0,7

-2,8

1,2

2,1

1,7

Япония

0,7

1,4

2,7

1,9

2,0

2,4

-1,2

6,3

9,2

-0,5

2,0

Австралия

2,8

4,2

3,0

3,1

3,6

3,8

1—4

2,3

2,5

0,5

2,8

Новая Зеландия

2,0

3,9

3,6

3,2

2,2

2,9

-1,1

0,8

2,3

1,4

2,5

Европейский союз

1,2

1,4

2,5

1,9

3,3

3,2

0,3

-4,3

2,0

1,6

0,7

ЕС-15

1,1

1,2

2,4

1,8

3,1

3,0

0,0

-4,3

1,9

1,5

0,5

Австрия

1,7

0,9

2,6

2,4

3,7

3,7

1,4

-3,8

2,3

3,0

1,3

Бельгия

1,6

0,8

3,3

1,7

2,7

2,9

1,0

-2,8

2,3

2,0

1,1

Дания

0,7

0,4

2,3

2,4

3,4

1,6

-1,10

-5,2

1,7

0,8

0,2

Финляндия

1,8

2,0

4,1

2,9

4,4

5,4

1,0

-8,2

3,6

3,8

2,6

Франция

1,1

0,9

2,5

1,8

2,5

2,3

-0,1

-2,7

1,5

1,6

0,3

Германия

1,2

-0,4

1,2

0,7

3,7

3,3

1,1

-5,1

3,7

2,9

1,1

Греция

1,1

5,9

4,4

2,3

5,5

3,0

-0,2

-3,3

-3,5

-7,5

-5,7

Ирландия

1,3

4,2

4,5

5,3

5,3

5,2

-3,0

-7,0

-0,4

1,5

0,0

Италия

0,0

0,0

1,5

0,7

2,0

1,5

-1,3

-5,2

1,3

0,6

-0,3

Люксембург

2,7

1,5

4,4

5,4

5,0

6,6

0,8

-5,3

2,7

3,4

1,0

Нидерланды

1,6

0,3

2,2

2,0

3,4

3,9

1,8

-3,5

1,7

1,5

1,0

Португалия

0,7

-0,9

1,6

0,8

1,4

2,4

0,0

-2,5

1,4

-1,7

-3,4

Испания

1,6

3,1

3,3

3,6

4,0

3,6

0,9

-3,7

-0,1

0,7

0,3

Швеция

2,1

2,3

4,2

3,2

4,1

-3,3

-0,6

-5,3

5,7

4,3

1,9

Соединенное

Королевство

1,0

3,5

3,0

2,1

2,6

3,5

-1,1

-4,4

1,8

0,9

1,1

Новые члены ЕС

3,6

4,3

56

17,2

6,5

6,0

4,1

-3,7

2,3

2,9

2,6

Болгария

3,7

5,5

6,7

6,4

6,5

6,4

6,2

-5,5

0,2

1,8

2,5

Кипр

2,8

1,9

4,2

3,9

4,1

5,1

3,6

-1,9

1,1

0,5

0,5

Чешская республика

3,5

3,8

4,7

6,8

7,1

5,7

3,1

-4,7

2,7

2,1

2,0

Эстония

2,1

7,8

6,3

8,9

10,1

7,5

-3,7

-14,3

2,3

6,4

2,5

Венгрия

1,1

3,9

4,8

4,0

3,9

ОД

0,9

-6,8

1,3

1,4

1,5

Латвия

2,1

7,6

8,9

10,1

11,2

9,6

-3,3

-17,7

-0,3

3,9

2,6

Литва

2,9

10,3

7,4

7,8

7,8

9,8

2,9

-14,8

1,4

5,6

2,7

Мальта

2,0

од

-0,5

3,7

2,2

4,3

4,4

-2,7

2,7

2,2

1,3

Польша

4,6

3,9

5,3

3,6

6,2

6,8

5,1

1,6

3,9

4,0

3,6

Румыния

3,5

5,2

8,5

4,2

7,9

6,3

7,3

-6,6

-1,9

1,5

2,1

Словакия

5,0

4,8

5,1

6,7

8,3

10,5

5,9

-4,9

4,2

3,0

2,1

Словения

2,5

2,9

4,4

4,0

5,8

6,9

3,6

-8,0

1,4

2,0

2,0

Остальная Европа

1,9

0,4

3,2

2,7

3,1

3,4

1,3

-1,9

1,5

1,0

1,1

Исландия

2,2

2,4

7,8

7,2

4,7

6,1

1,3

-6,7

-4,0

1,2

1,1

Норвегия

1,5

1,0

,35

27,1

2,3

3,1

0,3

-1,7

0,3

1,6

2,9

Швейцария

2,2

-0,2

2,5

2,6

3,6

3,6

2,1

-1,9

2,7

0,5

-0,3

Меморандум

Северная Америка

1,5

2,5

3,5

3,1

2,7

1,9

-0,3

-3,4

3,0

1,7

1,5

Западная Европа

1,3

1,4

2,6

2,0

3,3

3,2

0,3

-4,2

1,9

1,6

0,7

Азия и Океания

1,1

1,8

2,8

2,1

2,2

2,6

-0,8

-4,9

3,7

-0,3

2,1

Основные развитые экономики

1,2

1,8

2,9

2,3

2,6

2,3

-0,4

-4,2

2,9

1,3

1,3

Еврозона

1,1

0,8

2,2

1,7

3,2

3,0

0,4

-4,3

1,9

1,5

0,4

Источник: IMF.World Economic Situation and Prospects.

Примечание: группы стран рассчитываются как средневзвешенные темпы роста ВВП отдельных стран, где база — ВВП в ценах и обменных курсах 2005 г.

Данные табл. 2.2 показывают, во-первых, низкие темпы экономического роста во всей зоне развитых стран: 1,3% — в 2003—2010 гг.; спад в 2009 г. был максимальным, составив 4%. Во-вторых, посткризисное оживление оказалось вялым и неустойчивым — оптимистические ожидания от неплохого показателя 2010 г. — рост ВВП на 2,7% обрушились "великой рецессией" 2011—2012 гг., когда рост по итогам 2011 и 2012 гг. составил всего 1,3%. При этом состояние неуверенности характерно для США, ЕС, Японии и других стран ОЭСР в одинаковой мере. В-третьих, положительные показатели роста, которые в целом были свойственны странам ЕС, за 2010—2011 гг., скрыли обрушение сектора государственных (и банковских) долговых обязательств и наступления нового этапа рецессии в их экономиках. В-четвертых, США удалось "уйти" (временно) от последствий долговой задолженности в 2011 и 2012 гг. Серьезные риски в этой части характерны и для Японии, хотя она показала позитивные результаты роста в 3,9% в 2011 г. с последующим спадом, начавшимся в 2012 г.; по итогам 2012 г. рост в этой стране составил менее 2%.

Особенную тревогу вызывает финансово-экономическая ситуация в группе стран еврозоны, в которых долговой кризис перерос в финансовый (связанный с государственным долгом и кризисом банковской системы). В зоне сильнейшего риска находится Греция, а также Испания, Португалия и даже Италия. Крупное сокращение государственных расходов ведет к стагнации производства и "затуханию" деловой активности при росте безработицы: 23% — в Греции, 25% — в Испании, 18% — в Португалии, 14% — в Италии, 17% — в Ирландии и т.д. Не лучше обстоят дела во многих новых странах — членах ЕС: Венгрии, Румынии, Болгарии, Литве и Латвии — во всех этих странах высока безработица, возрастает социальная напряженность.

Целая вереница неблагоприятных потрясений в 2011—2012 гг. вызвала ослабление экономического роста и повышение неравномерности мировой экономической активности. Разрушительное землетрясение и цунами в Японии подорвали мировую обрабатывающую промышленность, так называемая "арабская весна" вызвала повышение цен на нефть; напряженность на финансовых и суверенных долговых рынках в зоне евро усилилась; экономический рост США резко замедлился, а противостояние, связанное с повышением максимального размера государственного долга США, ослабило доверие к политическому курсу. На этом фоне прогнозы мирового роста, в особенности для стран с развитой экономикой, были пересмотрены в сторону понижения на 2012—2013 гг.

Однако между фазами циклического роста разных стран сохраняются значительные различия: разрывы между фактическим и потенциальным объемами производства в ряде стран (например, в Польше и Турции) ликвидированы или стали положительными, тогда как во многих других странах экономическая активность еще не вернулась к докризисным уровням (средиземноморские страны зоны евро).

Учитывая постоянную напряженность на суверенных долговых рынках зоны евро и слабость мировой экономики, риски ухудшения ситуации остаются высокими.

В условиях затухающих темпов роста и усиления финансовой напряженности ясно, что надо корректировать экономическую политику. В то же время прекращение денежно-кредитной поддержки или ее ужесточение в странах, находящихся на более поздних фазах цикла, представляется нецелесообразным в тех случаях, когда существуют риски ухудшения проблемы безработицы, — этот фактор обходится намного дороже получаемой экономии государственного бюджета. К тому же это не решает проблемы суверенного долга, не оставляя иной возможности, кроме ужесточения бюджетной политики, что способствует замедлению экономического роста.

Чтобы обеспечить успешное урегулирование кризиса в зоне евро, необходимо выйти за рамки существующего узкого подхода, направленного исключительно на секвестирование государственных расходов. Крайне важно закрепить рыночные ожидания и развеять существующую неопределенность. В целом необходимо решительно укрепить не только систему управления налогово-бюджетной сферой и экономикой валютного союза, но и предпринять меры по более основательному государственному воздействию, включая стимулирование инноваций и прямое участие государства в экономическом развитии. Далее, наряду с укреплением национальных бюджетных правил, страны еврозоны должны частично уступить контроль над состоянием государственных финансов центральному органу зоны евро, в том числе создать единое министерство финансов с широкими полномочиями. По всей видимости, потребуется более общий подход и поддержка финансовой системы зоны евро, для этого придется выйти за пределы догматических рамок финансово-экономической политики в духе монетарно-рыночных представлений.