Основные идеи и направления буддизма

Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон "Типитака" (или "Трипитака" – "Три корзины").

По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций, или "потоков", нематериальных частиц – дхарм. Сочетания дхарм определяют бытие того или иного человека, животного, растения, камня и т.д. После распадения соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию. Этим определяется перерождение индивида в соответствии с законом кармы – воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни.

Бесконечная цепь перерождений (сансара, или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый. Прекращение перерождений, вызывающих страдания, означает достижение нирваны – состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Но достижение подобного сверхбытия возможно лишь при ведении добродетельной жизни.

Основу учения составляют "четыре великие истины", которые, согласно традиции, открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его "просветления". Истины провозглашают, что: 1) жизнь есть страдание, 2) причина всех страданий – желания, 3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний, "погашением" последних, а для этого необходимо 4) вести добродетельную жизнь по законам "восьмиричного пути" освобождения.

Этот "путь" включает 8 элементов: "правильные" – взгляды, устремления, речь, поведение, образ жизни, усилие, внимание, концентрация.

"Правильное поведение" означает жизнь в соответствии со следующими принципами: не убий и не причиняй никому вреда (принцип ахимсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков. Для монашества к тому же основной линией поведения должен быть аскетизм, и поэтому буддийским монахам запрещено присутствовать при развлечениях, спать на удобной постели, пользоваться натираниями, благовониями, духами, владеть золотом и серебром, а также есть после полудня.

"Правильные усилие и внимание" подразумевают самоуглубление и внутреннее созерцание – медитацию. Соблюдение всех требований позволит человеку постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь нирваны.

По буддийскому канону, люди не одиноки на пути к познанию истины, на своем пути к просветлению. В этом им помогает Будда (он не считается творцом мира; мир, по буддизму, существует сам по себе), а также бодхисаттвы – существа, которым осталось сделать последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают сознательно, помогая людям обрести спасение. Буддийский пантеон объединяет множество ботов как индийского происхождения (например, Брахма), так и пришедших из верований неиндийских народов, принявших буддизм.

К началу нашей эры сформировались два направления буддизм: "узкий" путь спасения – хинаяна (или тхеравада) и "широкий" – махаяна.

В тхераваде путь к спасению пролегал через членство в сангхе, через монашеское состояние. Соответственно, возрастала роль совершенствования в учении, коллективного знания. Относительно простой была обрядность, менее значим и сложен пантеон. Идеалом праведника является архат, т.е. человек, добившийся освобождения от всего мирского. Крайний аскетизм отличает обрядовую сторону тхеравады.

В махаяне допускалась возможность спасения мирянина, в особенности под руководством сострадательного бодхисаттвы. Соответственно, возрастала значимость молитвы, эмоциональной и иррациональной связи с высшими существами, обряда, усложнялся пантеон.

Если в III–I вв. до н.э. буддизм распространялся за пределы Индии в южном и юго-восточном направлениях в основном в форме учения тхеравады, то с рубежа нашей эры начинается его движение на север, северо-запад, а затем и на северо-восток, причем в форме махаяны. Этому способствовало объединение на несколько веков в единой Кушанской державе Северной Индии, Средней и Центральной Азии. Именно через Центральную Азию буддизм проник на Дальний Восток, где обрел вторую жизнь.

В самой Индии, выдержав конкуренцию типологически близких учений и школ, таких, например, как учение аджи- виков или религия джайнизма, буддизм начал быстро вытесняться индуизмом, претерпевшим существенные изменения, многое заимствовавшим от буддизма, а главное – прочнее связанным с укрепившимся в Индии кастовым строем. Буддизм исчез на века из Индии в начале II тысячелетия под ударами мусульманских завоевателей, целенаправленно разрушавших последние оплоты буддийской учености – монастыри-университеты. Уцелевшие монахи, спасая себя и драгоценные рукописи, бежали в Непал и Тибет.