Основные характеристики, принципы и установки антиглобалистского движения

Анализ процессов глобализации был бы неполным без самого краткого рассмотрения феномена антиглобализма. Эта тема вдоль и поперек освещена в отечественной научной и особенно публицистической литературе. Здесь представляется целесообразным в тезисной форме затронуть лишь некоторые идеи антиглобалистов, проливающие свет на природу самого феномена глобализации. К примеру, на состоявшемся в 2001 г. в бразильском городе Порту-Алегри Всемирном социальном форуме (ВСФ) они объявили своей целью борьбу против соглашений о свободной торговле, растущей свободы движения капитала в ущерб социальным и экологическим правам человека. По мнению участников форума, ВСФ должен стать своеобразным идейным антиподом Всемирного экономического форума, "обращенным к человеку, а не к капиталу", и "превратиться в место встречи мирового масштаба для неправительственных, общественных организаций, выражающих массовый социальный протест" под лозунгом "Другой мир возможен", в структуру, выступающую от имени "мирового гражданского общества".

Среди антиглобалистов популярны лозунги борьбы против грабительской, по их мнению, политики транснациональных корпораций, вмешивающихся во внутренние дела государств. Для них характерно недовольство несправедливостью перераспределения доходов в мире по вине, как они считают, таких международных организаций, как Международный валютный фонд и Всемирная торговая организация. Они выступают за ликвидацию всех долгов развивающихся стран, за обложение крупных финансистов такими налогами, которые позволили бы обеспечить одинаковый уровень жизни во всех частях земного шара. Некоторые группировки выступают за так называемую мировую антирыночную революцию, призванную свергнуть мировую корпоративную власть и обеспечить равенство стандартов труда и оплаты для всех стран.

Как представляется, помимо всего прочего, действия антиглобалистов, во всяком случае их части, направлены на защиту своей национальной и культурной идентичности, неприкосновенности национального суверенитета. Чем дальше, тем ощутимее становится вакуум ответственности и ответственной власти, который в большей мере заметен не столько на национальном, сколько на глобальном уровне.

Мы сознаем, что происходят глубокие трансформации, но в должной мере не знаем, какова их истинная природа, к каким именно последствиям в конечном счете они приведут. Мы можем лишь оценить современную ситуацию в свете исторических тенденций, но не более того, что отнюдь не помогает поиску основных векторов мирового и национального развития. Новейшие процессы и тенденции трансформации мирового сообщества ставят перед нами множество вопросов относительно будущего мировой политики.

Глобализация как сложный и многоплановый феномен

Все изложенное свидетельствует о том, что глобализация представляет собой весьма сложный феномен, включающий в себя как общее, так и различия, как универсализм, так и партикуляризм, как единение всего мира, так и его фрагментацию. Поэтому представляется не случайным тот факт, что существенный вклад в формирование концепций глобализма внесли новые отрасли науки, особенно синергетика и диатропика, а также новейшие научные достижения в области информационно-телекоммуникационных технологий. Если синергетика обосновывает идею самоорганизующегося мира, то диатропика обосновывает разнообразие этого мира.

Глобальные средства массовой информации, особенно Интернет, существенно сокращают значение традиционных промежуточных институтов и субъектов во всех важнейших сферах жизни людей. Культура становится инструментом дальнейшего распространения и утверждения во всех уголках земного шара политических институтов, ценностей, установок. Для культуры, в свою очередь, политика играет аналогичную роль. Демографические и миграционные процессы способствуют изменению этнонациональной картины мира. В этом смысле комплекс происходящих в мировом масштабе процессов и явлений, как будет показано в соответствующих главах, можно рассматривать как двуединый процесс частичной вестернизации Востока в экономической и технологической сферах и частичной ориентализации самого Запада в социокультурной, конфессиональной, демографической и иных сферах.