Основные характеристики группы

Несмотря на многообразие точек зрения на определение групп, исследователи в основном называют в качестве элементарных параметров любой группы: 1) композицию группы (или ее состав); 2) структуру группы; 3) групповые процессы; 4) групповые нормы и ценности; 5) систему санкций.

Понятно, что данные параметры приобретают совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Так, состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Невозможность создания единого алгоритма описания состава группы связана с многообразием реальных групп; в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада. Таким образом, мы сразу задаем некоторый набор параметров для характеристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. Характеристики больших и малых социальных групп различаются особенно сильно, поэтому они изучаются по отдельности.

При рассмотрении группы в качестве субъекта деятельности ее структура становится наиболее значимой характеристикой. Здесь мы имеем дело с эмоциональной структурой группы – структурой межличностных отношений и ее связью с функциональной структурой групповой деятельности. Однако самое главное – это анализ структуры групповой деятельности, который включает в себя описание функций каждого члена группы в этой совместной деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается как соотношение "неформальных" и "формальных" отношений.

Кроме того, важной характеристикой в исследованиях групп выделяют положение индивида в группе в качестве ее члена. Основным понятием здесь является "статус" или "позиция", обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Однако место индивида в группе не определяется только его социометрическим статусом. Значимым выступает не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. На этот вопрос одна социометрическая методика ответить не может. Статус вступает как некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. Но в социометрической методике предполагаются лишь компоненты эмоциональных отношений (тех, которые индивид испытывает к другим членам группы, и тех, которые к нему испытывают другие). Объективные характеристики статуса при этом просто не фигурируют. Также при характеристике статуса индивида в группе необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую данная группа входит, а именно "статуса" самой группы. Но это также никаким образом не учитывается при определении статуса социометрической методикой.

Вторая характеристика индивида в группе – это "роль" (динамический аспект статуса). Социальная роль раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой и ОГЛАВЛЕНИЕм самой групповой деятельности. Взаимоотношение между статусом (позицией) и ролью можно рассмотреть на примере одной социальной группы, например семьи. В семье различные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Если описать набор функций, которые "предписаны" группой каждой позиции, получим характеристику роли матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Важно учитывать, что роль – это динамическая характеристика, поэтому при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьироваться в различных однотипных группах, а главное, в ходе развития самой группы.

Следующим компонентом характеристики положения индивида в группе является система "групповых ожиданий". Данный термин обозначает, что всякий член группы воспринимается, оценивается другими. Так, от каждой позиции, от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, а также качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой установления, модели, эталоны того, как должно быть, с точки зрения общества, социальных групп, а также их членов, поведения. В узком смысле групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют регулятивную функцию по отношению к деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Для социальной психологии крайне важно различать значимость разного рода ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об общих и абстрактных понятиях (о добре, зле, счастье и т.п.), то на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и рассматриваются как ценности общества. Однако при оценивании более конкретных общественных явлений (труд, образование, культура) группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и здесь трудно говорить о ценностях общества. Например, нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов г руппы, опираются на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения не несут на себе специфики группы. Нормы группы включают в себя как общезначимые нормы, так и специфические, выработанные именно данной группой. В совокупности они выступают важным фактором регуляции социального поведения различных групп в социальной структуре общества.

В работе М. И. Бобневой обозначена такая важная проблема как мера принятия норм каждым членом группы. Автором рассматриваются вопросы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и "личностные" нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества "адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества"[1].

С принятием и соблюдением групповых норм связан механизм применения санкций – механизмов, посредством которых группа "возвращает" своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм.

Г. М. Андреева отмечает, что набор понятий, при помощи которых осуществляется социально-психологическое описание группы, есть определенная концептуальная сетка, наполнить ОГЛАВЛЕНИЕм которую предстоит в каждом конкретном случае[2].