Основные характеристики группы

К основным характеристикам групп относят их композицию (состав), структуру, групповые процессы, групповые ценности, систему норм, санкций.

Состав группы зависит от ее вида и может быть описан набором тех или иных характеристик, параметров. К примеру, для анализа общественного мнения социологи выделяют по социально-демографическим признакам такие группы населения: классовые, по социальному положению, характеру труда, доходам, образованию, типу местожительства, типу городского населения, району местожительства, семейному положению, профессиональные, половые, возрастные и т.д.[1]

Структура группы, в зависимости от целей исследования и факторов, выделяемых в качестве существенных, может быть описана со стороны коммуникаций, реализации отношений "власть-подчинение", предпочтений, межличностных отношений, разделения труда, материальных и документальных потоков в группе в процессе совместного труда и т.п. По сути, функциональная структура отражает формальную сторону группового взаимодействия, а неформальная структура, основанная на отношениях симпатии-антипатии, предпочтения-отторжения, отражает неформальную сторону.

Групповые процессы – процессы коммуникации, интеракции (статус, роль, положение членов группы и их изменения), перцепции (восприятие членами группы других членов и других групп), аттракции (привлекательность, влечение), а также организационные процессы – образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство, организация совместной деятельности, принятия решений.

Групповые нормы – элементы групповой культуры, нормы и правила должного с точки зрения группы поведения для каждого статусного уровня, а зачастую и для каждого члена группы. Группа ожидает надлежащего выполнения установленных ею норм и правил поведения и при ненадлежащем поведении применяет санкции, направленные на корректировку поведения (поощрение и наказание).

Состав группы, происходящие в ней процессы и групповые нормы определяют потенциал группы. Трудовой потенциал группы можно рассматривать и как систему, состоящую из таких взаимосвязанных элементов, как профессионально- квалификационный потенциал, психо-физиологический потенциал, нравственно-мотивационный потенциал, творческий потенциал, лидерский потенциал, гибкость, коммуникативный потенциал, административный потенциал, уверенность группы в своих силах (ассертивность), потенциал к развитию группы и превращению ее в высокопродуктивную команду. Выявление потенциала группы и степени его использования, а также определение и создание условий, в которых позитивная направленность потенциала используется эффективнее, а негативная перестает проявляться, составляет серьезную проблему для руководителя организации, лидера группы и ее членов.

Группа устанавливает положение индивида, его статус. Статус определяет позицию члена группы по отношению к другим, а роль – перечень функций, которые заданы личности группой и которые определяются спецификой совместной групповой деятельности. По сути, группа как сложная социальная система постоянно функционирует, осуществляет какую-то деятельность, поэтому для обеспечения эффективности групповой деятельности, достижения групповых целей и требуется разделение и кооперация функций. Типологий групповых ролей достаточно много, в основе их лежат отношения власти-подчинения или предпочтения- отторжения. Наиболее яркое представление о ролевом разделении в группе дает анализ таких групп, где в наличии жесткая иерархия, недостаток ресурсов и проблемы с их распределением. Пользуясь греческим алфавитом, статусноролевое распределение в такой группе обычно определяется следующим набором ролей:

альфа – лидер группы, наиболее энергичен, авторитетен, пользуется правом первоочередного присвоения благ;

бета – второе лицо в группе с соответствующим правом на блага, менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа; нередко является хранителем групповых норм и правил;

гамма-1– приближенные, опора, соратники, команда альфы;

гамма-2 – обычно многочисленная подгруппа инертных, подчиняющихся членов группы, становящихся жертвами манипуляций представителей верхнего уровня;

гамма-3 – оппозиция, подгруппа недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться; по отношению к ним применяется политика "кнута или пряника", причем "пряником" может быть введение в число приближенных (кооптация), а "кнутом" – ограничение прав, получаемого вознаграждения, довольства, изгнание из группы и вплоть до физической расправы;

гамма-4 – шут, позволяющий себе (с разрешения лидера) критические замечания, поддерживая видимость демократии, свободы слова и т.п.; по статусу может быть на уровне от гамма-1 до гамма-3;

омега – козел отпущения, лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Такая роль группе необходима для сплочения, демонстрации единства, ощущения чувства "мы" в противовес омеге, которая как раз и есть "не мы". Если личность в позиции омега не согласна со своим статусом и покидает группу, группа находит другую личность на эту роль. Довольно сильно такое групповое деление проявляется и в группах социально незрелых личностей – детей, преступников.

По отношению к личности группа может играть как положительную, так и отрицательную роль. Если группа обеспечивает удовлетворение потребностей личности, а установленный группой статус соответствует ожиданиям личности, это можно считать положительным моментом в развитии личности (профессиональном, социальном, культурном, физическом и т.д.). Если этого не наблюдается, возможна деградация личности, искажение развития, конфликт между личностью и группой. Это отмечали немецкие ученые В. Зигерт и Л. Ланг, особенно для личности, находящейся на стадии удовлетворения потребностей в уважении и самореализации.

В 60-х гг. нашего столетия американский психолог С. Милгрэм провел серию экспериментов по изучению степени влияния на поведение и моральные ценности личности "другого" или "других", иначе – другой авторитетной личности или группы[2].

В эксперименте испытуемому предлагалось "учить" другого человека, прибегая к наказанию ударом тока разной силы при проявлении "недостаточного прилежания". Удар током мог быть доведен до смертельно опасной силы. Естественно, что ситуация была инсценирована, но испытуемый об этом не знал. Так вот, большинство испытуемых доводило степень своего воспитующего воздействия (невзирая на вопли "жертвы учения") до уровня, на котором объект их воздействия должен был бы погибнуть.

Полученные результаты С. Милгрэм объяснил так: люди, живущие в обществе, склонны доверяться тем, кто им кажется авторитетным, занимающим более высокое положение, имеющим более высокий статус, обладающим большими знаниями. Степень доверия авторитету может простираться вплоть до нанесения под влиянием этого авторитета непоправимого вреда себе подобным.

Сами испытуемые объясняли свое поведение следующими причинами:

– они попали "в ловушку", изначально согласившись на участие в работе и следование указаниям инструктора, а начав действовать, уже не могли остановиться, выйти из эксперимента;

– обещав участвовать в эксперименте, они как бы приняли на себя обязательство вести себя так, как потребуется экспериментатору, и эти "этикетные" правила нарушать было неприлично, неуважительно по отношению к ученому- экспериментатору. Но когда те же действия производились с участием еще двух человек, и те отказывались продолжать эксперимент при наступлении опасности для здоровья "жертвы", то и испытуемые в основном отказывались продолжать опыт. Это происходило и в том случае, когда авторитет экспериментатора подвергался кем-нибудь в группе сомнению;

– если насилие совершалось не самим испытуемым, а только под его руководством чужими руками, барьер сопротивления воле экспериментатора, сострадания к объекту воздействия резко уменьшался. Кроме того, невозможность непосредственно наблюдать результаты своего воздействия также снижала порог сострадания;

– отсутствие надзора за испытуемым приводило к снижению степени послушания;

– авторитет науки, которая как бы приняла в эксперименте ответственность на себя, влиял на испытуемых в направлении увеличения послушности.

Этот эксперимент, как и многие другие, показывает исключительно сильное влияние, причем отнюдь не всегда положительное, группы, лидера, авторитета на поведение человека. Человек, обычно добровольно входящий в состав группы, уже волей или неволей должен воспринимать нормы и правила, действующие в группе, иногда ценой потери индивидуальных моральных норм.

Группа способна подчинить себе человека, заставить его поступать вопреки собственным убеждениям, но только в том случае, если пребывание в группе для человека более ценно, чем сохранение собственных моральных принципов, либо если уход из группы ставит под угрозу здоровье или даже жизнь. Группа же и помогает человеку усвоить ее нормы и ценности, осуществить социализацию. Отсутствие вокруг родившегося человека каких-либо групп людей приводит к невозможности становления его как человека разумного, превращает в "ферального человека", усвоившего только те нормы и правила поведения, общения, деятельности, которые предлагала ему окружающая среда. Пребывать вне каких бы то ни было групп длительное время даже взрослый человека не в состоянии: вне общества, вне группы себе подобных мозг человека склонен к деградации, человек теряет способность общения, взаимодействия. Прототип Робинзона Крузо моряк А. Селкирк после длительного пребывания на необитаемом острове так и не смог, возвратившись домой, стать опять полноценным членом общества: он искал уединения, жил в самом глухом углу усадьбы своего отца и довольно скоро скончался.

К сожалению, широкий и свободный выбор группы не всегда возможен, поэтому мы всю жизнь ищем наиболее нам подходящее общество, выбираем те или иные группы, адаптируемся к ним, утверждаемся в той или иной роли, боремся за изменение статуса, ищем компромисс между требованиями группы и собственными принципами. Изучаемые социальной психологией массовые социально-психологические явления – общественное мнение, коллективные переживания, подражание, соревнование – охватывают большие сообщества людей.

Рассматривая процессы, способствующие превращению группы в продуктивную команду, из многочисленных характеристик команд в качестве наиважнейших, на которые следует обращать самое пристальное внимание лидеру, чаще всего называют следующие: цели группы и ее членов, уровень сплоченности, совместимость членов группы, социально-психологический климат, разнообразие состава, трудовой потенциал группы, структура, групповые процессы, групповые ценности, система норм, санкций.