Основные функции власти

Весь исторический опыт убедительно показывает, что власть есть необходимый элемент общественной организации, без которого невозможны жизнеспособность и функционирование последней. Власть призвана регулировать взаимоотношения между людьми, между обществом и государственно-политическими институтами. Более того, власть является одним из главных (если не самым главным) ресурсов любого человеческого сообщества.

Борьба между теми, кто обладает властными рычагами, и теми, кто стремится их взять, составляет неизменный закон человеческой жизни. В данном контексте под властью подразумевается способность ее субъекта, т.е. отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства, навязать свою волю другим людям, группам, сословиям, классам, обществу в целом, распоряжаться и управлять их действиями как насильственными, так и ненасильственными средствами и методами. В этом смысле можно сказать, что государство обладает публичной властью, т.е. прерогативами отдавать приказы и принуждать повиноваться этим приказам.

В любом обществе существует множество форм и источников власти, влияния и авторитета. К ним относятся экономические, духовные, нравственные и другие факторы, а также различные неэкономические институты, отношения, организации, социальные движения и добровольные общественные образования: церковь, профессиональные объединения, средства массовой информации, организации культуры, политические партии, ассоциации избирателей. Все они в той или иной мере имеют отношение к власти, частично осуществляют отдельные се функции.

Как же в таком случае совместить принцип единства и неделимости верховной власти государства и множественность центров власти в обществе? Дело в том, что, согласно большинству современных теорий, верховная государственная власть имеет границы, которые она не вправе преступать. Такими границами являются неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и собственность. Гарантией сохранения и реализации прав личности служит система разделения власти на три главные и равновеликие ветви — законодательную, исполнительную и судебную, система, призванная не допустить использование власти в целях установления деспотизма одной ее ветви или отдельного лица. По Конституции Российской Федерации законодательная власть сосредоточена в Федеральном Собрании, исполнительная — в руках Президента РФ, судебная — в Верховном и Конституционном судах.

Каждая из этих ветвей выполняет свои специфические функции. Если Президент РФ является главой государства и контролирует формирование и деятельность Правительства

РФ, то функцией последнего является управление экономическими, социальными, экологическими, политическими и иными процессами в обществе. Функции законодательной власти, представляющей все население страны и ее регионы, состоят в разработке и принятии общеобязательных для всех граждан государства законов и нормативно-правовых актов, а также контроль над деятельностью Правительства РФ. Что касается судебной власти, то в ее полномочия входит обеспечение неукоснительного соблюдения всеми гражданами и властными структурами Конституции и законов государства.

При этом нельзя забывать тот факт, что такое разделение власти означает не изолированность трех ее ветвей, их полную независимость друг от друга, а равновесие, сбалансированность, способность в тесном взаимодействии осуществлять функции государственного управления.

Формы проявления власти

Следует особо подчеркнуть, что власть имеет множество различных источников и опор и представляет собой многосторонний феномен, различающийся по своим масштабам, весу, объему и стоимости. Поэтому вполне объяснимо, что выделяются различные формы проявления и функционирования власти: насилие и принуждение, наказание и поощрение, контроль и управление, соперничество и сотрудничество. Власть может иметь как негативный, так и позитивный характер, поэтому ее нельзя свести всецело к функции насилия. Она проявляется в различных динамичных формах зависимости, независимости и взаимозависимости между отдельными группами, социальными слоями, классами, государствами, союзами государств.

Система власти как целостность включает ряд подсистем: политическую, экономическую, военную, правовую, административно-управленческую, воспитательно-образовательную и т.д., — внутри которых и между которыми как по горизонтальному, так и по вертикальному срезу устанавливаются определенные, характерные для каждой из них отношения.

Близки к понятию власти понятия "влияние" и "авторитет". Влияние — это наиболее общее понятие, охватывающее все формы убеждения, давления, принуждения. В принципе политическую власть и политическое влияние трудно отличить друг от друга. Власть представляет собой определенную форму влияния, влияние же, в свою очередь, включает властный компонент. Власть отличается от влияния тем, что она опирается на санкции, т.е. может использовать насилие или угрозу применения насилия в случае отказа подчиниться повелению или приказу. Влияние предполагает возможность для того или иного лица изменить свое поведение или образ жизни, следуя примеру или просто совету другого лица.

Авторитет — это влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств. Можно обладать, например, высоким научным или нравственным авторитетом, не располагая при этом реальной властью. Говоря о непререкаемом авторитете специалиста среди коллег, непременно подчеркивают такие его качества, как высокий уровень квалификации, профессиональную добросовестность и нравственность. Употребляя выражение "авторитет закона", мы имеем в виду не только то, что данная правовая норма формально установлена, но и то, что ее необходимость, справедливость осознаны обществом, закреплены традицией и люди добровольно следуют ее предписаниям.