Основные факторы рыночного саморегулирования

Выше упоминалось, что рыночные системы обладают особым внутренним механизмом саморегулирования производства и сбыта продукции. Этот механизм включает три главных взаимосвязанных фактора: (1) рыночные цены, (2) спрос и предложение товаров-услуг, а также (3) конкуренцию (рис. 5.3). Наименьшего пояснения требуют рыночные цены, поскольку они представляют собой фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров. Их регулирующее действие уже показано в функциях рынка.

Спрос представляет платёжеспособную потребность в определённых товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене в течение данного периода. Можно, к примеру, сказать, что при цене костюма 200 д.е. недельный спрос на этот товар составляет 1000, а при цене 210 д.е. – 900 штук.

"Напарник" спроса – предложение – это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определённой цене в течение определённого времени. Так, например, если производители телеприемников готовы продавать их по цене 2000 д.е. и в количестве 1000 штук в неделю, то это и составит предложение данного товара.

Наконец, конкуренция (от лат. concurrere – сбегаться, сталкиваться). Она в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. Так, производители (продавцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже продать; наёмные работники – получить большую заработную плату; потребители – купить товары качественнее и дешевле. В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних и неудаче других и проявляется конкуренция. Чаще всего выделяют две основные формы конкурентной борьбы: ценовую и неценовую. (рис. 5.4).

Ценовая конкуренция – это своеобразное соревнование цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем конкурент, привлекают покупателей различными скидками, премиями, распродажами. Ещё более разнообразны методы неценовой

Рис. 5.3. Три фактора рыночного саморегулирования

Рис. 5.4. Основные формы и методы конкуренции

конкуренции. Это, в частности, (а) обеспе́чение технического превосходства, высокого качества и надёжности изделий; (б) лучшая система продажи и послепродажного обслуживания (продажа в кредит, доставка товара на дом, дополнительные гарантии); наконец, (в) привлекательные реклама и оформление товара (конкретная и полезная информация о нём вместо пустых призывов; фирменный знак, стиль, яркая упаковка).

Все эти методы неценовой конкуренции призваны обеспечить так называемую дифференциацию продукта[1], т.е. его видоизменение и обновление (для разнообразия), а также наделение товара "фирменными" чертами, которые отличали бы его от аналогичного продукта конкурента. Подобный выпуск по существу одних и тех же товаров в многочисленных вариантах значительно расширяет выбор потребителей – в этом плюс товарной дифференциации. Но есть и минус, трудно различить подлинные и мнимые улучшения продукта, растут затраты времени и нервов при покупках.

В поисках эффективных приёмов конкурентной борьбы соперники действуют подчас весьма изобретательно. Так, любопытный пример даёт соперничество между паромными компаниями (которые ещё недавно монопольно перевозили пассажиров через пролив Ла-Манш за 1,5 часа) и потеснившим их с 1994 года "Евротуннелем" (время в пути сократилось втрое!).

Стремясь переманить у последнего как можно больше клиентов, "паромщики" не только резко снизили цены на билеты (ценовая конкуренция), но и открыли на борту своих кораблей торговлю товарами, не облагаемыми таможенными пошлинами. Эта беспошлинная торговля, или так называемая торговля duty-free [дьюти-фри] (от англ, duty – пошлина + free – свободный), представляет собой один из примеров удачной неценовой конкуренции.

Правда, позднее (с июля 1999) практика торговли duty-free в рамках Евросоюза была вообще прекращена; но сам метод конкурентной борьбы с помощью создания дополнительной выгоды для клиентов весьма поучителен.

Оценивая конкуренцию, Альфред Маршалл замечает, что от нее "отдаёт слишком большим привкусом зла", проявлениями "эгоизма и безразличия к благополучию других людей" (26-I,61). Это верно, примитивные капиталисты-хищники ведут конкуренцию жестокими методами. Но, во-первых, по мере того как цивилизуется общество, число этих диких людей сокращается. А во-вторых, нормальная конкуренция – это могучая животворная сила рыночной экономики, играющая в ней многогранную позитивную роль (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Роль конкуренции в экономике

Конкуренция мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества, рационализацию производства и снижение затрат, "отбраковывая" убыточные предприятия и повышая тем самым уровень эффективности экономики. Благодаря ей создаются огромное разнообразие товаров и богатые возможности выбора для всех партнёров и потребителей, уравниваются и в целом снижаются цены на одинаковую продукцию разных производителей.

Вместе с гем конкуренция постоянно находится под угрозой сговора бизнесменов или чрезмерной концентрации их экономической мощи в одних руках с целью безраздельного рыночного господства. В результате возникает своего рода враг конкуренции – монополия.