Основные факторы эффективного развития лидера

Развитие лидера как процесс и результат определяется рядом внутренних факторов, основными из которых являются:

• высокий уровень готовности к саморазвитию;

• сформированность многоконтекстного творческого мышления;

• развитость эмоциональной сферы личности;

• способность эффективно разрешать внутриличностные конфликты;

• сформированность опыта в области саморазвития;

• ценностное отношение к самосовершенствованию.

Готовность к саморазвитию — это целостное проявление внутренней активности личности в преодолении внутренних противоречий и творческой реализации планов и программ самоосуществления.

Готовность к саморазвитию обеспечивается:

• направленностью на саморазвитие — качеством личности, которое определяет отношение лидера к саморазвитию, потребность в самосовершенствовании и готовность к нему и выполняет функцию его стимулирования и побуждения к саморазвитию;

• ценностными ориентациями, которые позволяют лидеру занять определенную позицию и мотивируют его деятельность и поведение, направлены на самопреобразования;

• сформированностью умений понимать задачи саморазвития и принимать решения о самоизменениях.

Многоконтекстное творческое мышление — это вид мышления, характеризующийся созданием нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности, которые касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Вместе с тем, многоконтекстное творческое мышление рассматривается как процесс обнаружения субъективно нового, ведущего к формированию новых личностных качеств.

Многоконтекстность мышления можно представить как активный, целенаправленный анализ проблемы на основе изменения смыслов имеющихся значений. Человек с развитым многоконтекстным творческим мышлением способен мысленно усматривать ранее неизвестные связи, получать новые знания или идеальный образ и создавать предметную реальность, отличающуюся оригинальностью и значимостью.

Когнитивная функция многоконтекстного творческого мышления характеризуется творческой окраской процесса познания окружающего мира и способствует тому, что процесс познания приобретает выраженный творческий характер. Это позволяет человеку увидеть нечто новое в окружающем мире и найти собственные уникальные пути его познания.

Эмоциональная функция характеризуется проявлением в процессе творческого мышления соответствующего эмоционального состояния личности на основе вдохновенности, эмоциональной возбудимости, эвристических состояний, озарений и способствует созиданию эмоционально-положительного отношения личности к процессу творческого мышления, обеспечивает ее активное стремление к творческому разрешению жизненных ситуаций.

Поведенческая функция характеризуется поиском и закреплением в процессе жизнедеятельности личности се особых, творческих форм поведения и способствует формированию творческой самостоятельности личности.

Для многоконтекстного творческого мышления характерны: инновационность, рефлексивность, интуитивность решений; гибкость, прозорливость, способность к прогнозированию; конструктивность, представляемость будущих решений; индивидуализированность; самостоятельность, инициативность, способность к конкретизации; оперативность, способность к обобщению; комплексность, совмещенность мыслительных действий. Наличие именно этих свойств мышления обеспечивает качественное решение сложных практических задач, возникающих в процессе деятельности лидера, и одновременно определяет эффективность его саморазвития.

Развитость эмоциональной сферы личности необходимо рассматривать как фактор продуктивности развития лидера, так как любое целостное развитие и эффективная деятельность возможны только при одновременном участии логических и эмоциональных структур личности, т.е. за счет синтеза интеллекта, аффекта и действия.

Если мы говорим о развитии лидера, то прежде всего имеем в виду развитие его эмоционального интеллекта, или эмоциональной компетентности (см. главу 5).

Особую роль эмоциональный интеллект играет в ситуациях преодоления затруднений, в преодолении внутриличностного конфликта, который всегда сопровождает процесс саморазвития человека. Можно утверждать, что сущность способности личности к самоуправлению эмоциональным состоянием в процессе творческой деятельности состоит в умении самостоятельно нейтрализовать отрицательные эмоции, возникающие при решении творческих задач, и актуализировать положительные эмоции, помогающие процессу саморазвития.

Способность эффективно разрешать внутриличностные конфликты — еще один фактор продуктивности развития лидера.

Внутриличностный конфликт с неизбежностью сопровождает процессы саморазвития; боязнь кризиса или неспособность преодолеть его конструктивно служит преградой для самореализации. В то же время при определенном уровне саморазвития можно снизить уровень внутриличностного конфликта до оптимального.

Если с внешней стороны возникновение внутриличностного конфликта может быть связано с несоответствиями, противоречиями между требованиями и потребностями личности и какой-либо сферы ее жизнедеятельности, то с внутренней стороны внутриличностный конфликт обусловлен наличием потребности в саморазвитии, стремлением к самореализации, развитой ценностно-смысловой сферой личности, широким мировоззрением, высоким уровнем развития чувств и ценностей, способностью к саморефлексии.

Зарождение внутриличностного конфликта связано с тем, что человек осознает существование в его ценностно-смысловой сфере взаимоисключающих ценностно-смысловых образований2. Поляризация позиций человека, свидетельствующая о борьбе смысловых образований и вызывающая психологический дискомфорт из-за того, что ни один из полюсов не доминирует над другим, лежит в основе внутриличностного конфликта. Чувство дискомфорта, т.е. интеллектуальной и эмоциональной напряженности, побуждает человека искать пути преодоления противоречия. Если такой путь найден и один из полюсов начинает доминировать, дискомфорт ослабевает.

Можно представить следующую типологию внутриличностного конфликта как фактора развития лидера (табл. 8.2).

Таким образом, оптимальным для развития лидера можно считать внутриличностный конфликт, если он является конструктивным, интегрирующим и декомпенсированным.

Формирование умений и обретение навыков разрешения и профилактики внутриличностного конфликта благоприятно будет воздействовать на психическое состояние лидера, следовательно, повысит эффективность его деятельности и процесса развития.

Таблица 8.2. Типология внутриличностного конфликта как фактора развития лидера

Основание классификации

Виды внутриличностного конфликта

Деятельностный аспект стремления лидера к саморазвитию и самореализации

Конфликт отсутствия цели — невозможность или неспособность постановки значимых целей жизни, наличие которых представляется субъективной ценностью.

Операциональный конфликт — при наличии значимых целей жизни лидер сталкивается с невозможностью и/т неспособностью выбора средств и методов для их достижения. Конфликт утраты значимости деятельности — характерно ощущение, что осуществляемая деятельность не ведет к саморазвитию и самореализации. Конфликт "зоны комфорта" — отказ от деятельности, направленной на саморазвитие и самореализацию, в пользу другой деятельности, которая представляется не менее важной (подавление более значимых задач менее значимыми)

Хронологический аспект стремления лидера к саморазвитию и самореализации

Конфликт ретроактивного смещения временной перспективы — преобладание ценности индивидуального прошлого по сравнению с настоящим и будущим по причине оценки человеком своего прошлого как времени, в котором объективные и субъективные обстоятельства наиболее способствовали саморазвитию и самореализации. Конфликт проактивного смещения временной перспективы — гипертрофированная ценность индивидуального будущего, которое, по мнению человека, содержит гораздо более благоприятные перспективы саморазвития и самореализации, чем настоящее

Длительность конфликта

Кратковременный (ситуативный) внутриличностный конфликт — имеет короткие временные рамки, доминирование одного из его полюсов происходит достаточно быстро. Затяжной внутриличностный конфликт — характеризуется значительной протяженностью во времени. Человек долгое время оказывается не в состоянии сделать выбор. Ситуация поляризации отмечена выраженным состоянием дискомфорта, и в результате в психологической реальности личности создается травмирующая картина конфликта

Сила конфликта

Потенциальный конфликт — слабая выраженность поляризации смысловых образований, продолжающаяся до тех пор, пока субъект не приступил к реализации деятельности, несущей противоречивые ценностные отношения. Компенсированный конфликт — возникает в момент осознания поляризации смысловых образований и определяется тем, что разность силы обоих полюсов и их тенденция к доминированию стремятся к нулю.

Декомпенсированный конфликт — возникает в результате принятия решения и характеризуется возрастанием ценностно-смысловой значимости (доминированием) одного из полюсов и ослабеванием дискомфорта

Форма конфликта

Деструктивный конфликт — связан с попустительским отношением субъекта к конфликту, приводит к психическому истощению, ослаблению здоровья, снижению уровня акмеологической культуры.

Конструктивный конфликт — контролируемое и управляемое взаимодействие субъекта со своим конфликтом; увеличивает личностный ресурс, повышает эффективность процесса саморазвития, обеспечивает высокий уровень акмеологической культуры

Функции конфликта в контексте развития лидера

Интегрирующий конфликт — полное разрешение конфликта, в результате чего происходит позитивная дезинтеграция личности и, как следствие, эффективное саморазвитие и самореализация. Дезинтегрирующий конфликт — возникает как следствие негативно разрешенного или неразрешенного внутриличностного конфликта, что приводит к негативной дезинтеграции личности, развитию негативного психического состояния и отдалению саморазвития и самореализации

Аналитико-прогностический опыт в области саморазвития может рассматриваться как один из важнейших факторов развития лидера, так как именно в этом опыте он овладевает деятельностью, которая позволяет получать знания о себе — нынешнем, вырабатывать опережающие знания о себе — будущем и па основе соотнесения этих знаний и их оценки моделировать, планировать и программировать действия, способствующие эффективному саморазвитию и самореализации.

Ценностное отношение к самосовершенствованию выступает как фактор продуктивности развития лидера, так как является результатом освоения акмеологических знаний и значимых моделей саморазвития и самореализации в психологическом плане и преобразования этих знаний и моделей в индивидуальный опыт саморазвития. Смысловое преломление индивидуального опыта саморазвития, в свою очередь, трансформирует всю систему отношений человека к миру и самому себе, помогает самоопределиться, занять позицию субъекта саморазвития, определяет дальнейший жизненный путь личности.

Ценностное отношение к самосовершенствованию:

• определяет возникновение доминирующих потребностей и интересов человека в области саморазвития;

• оказывает общее стимулирующее воздействие на протекание мыслительных процессов, становится источником интеллектуальной активности;

• мобилизует творческие силы на поиск и решение задач и проблем в области самоактуализации, самосовершенствования и самореализации, положительно влияет на глубину и действенность самопознания;

• является важнейшим условием развития стремления к самоосуществлению;

• имеет диагностическое значение, служит показателем развития многих важных качеств личности — целеустремленности, сознательности, трудолюбия, широты и устойчивости;

• задает движение всему процессу развития[1].

Сформированное ценностное отношение к самосовершенствованию активно вовлекает лидера в целенаправленную деятельность по самосовершенствованию, которую можно рассматривать как ценностный рост, в ходе которого расширяется сфера отношений лидера к различным сторонам бытия, и он достигает высших его планов. Вне ценностного отношения теряются личностная вовлеченность и смысловая определенность лидера в саморазвитии.

Кроме выделенных внутренних факторов эффективность развития лидера определяется рядом внешних факторов, главные из которых:

• востребованность в социуме людей с лидерскими качествами;

• создание в организационных структурах системы обучения лидерству[2].