Основные этапы программно-целевого планирования

Процесс программно-целевого планирования предусматривает следующие этапы.

1. Разработка стратегических (генеральных) целей.

2. Определение конкретных, детализированных целей, достижение которых необходимо для достижения стратегических целей, на заданный период планирования (2, 5, 10 лет).

3. Определение путей и средств их достижения.

4. Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

К числу проблем, которые приходится решать, относятся:

• распределение ограниченных ресурсов при программно-целевом планировании;

• адаптация к внешней среде;

• внутренняя координация деятельности;

• систематическая подготовка и переподготовка персонала. Практика показала, что применение программно-целевого планирования при управлении компанией позволяет приблизить плановые показатели к фактическим и обеспечить успешное развитие объекта управления на планируемый период.

Широкое применение программно-целевое планирование находит при государственном стратегическом планировании. Разрабатываются государственные целевые программы по важнейшим направлениям деятельности. Государственные целевые программы разрабатываются в регионах. На начало 2012 г. было утверждено и выполняется 17 государственных программ города Москвы. Разработке государственных программ предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития на соответствующие периоды.

Классификация и примеры целевых программ

По содержанию целевые программы подразделяются:

• на социально-экономические — решение проблем социального характера и благосостояния населения;

• научно-технические — решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники;

• производственно-экономические — решение крупных межотраслевых народнохозяйственных проблем;

• территориальные — решение комплексных проблем освоения новых территорий и других задач регионального развития;

• экологические — решение проблем экологического характера.

В качестве примера рассмотрим ОГЛАВЛЕНИЕ государственной программы "Стимулирование экономической активности на 2012—2016 гг.". Более детально с программой можно познакомиться на портале Правительства Москвы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Паспорт государственной программы.

II. Характеристика текущего состояния.

III. Приоритеты политики Правительства Москвы в сфере реализации государственной программы. Цели, задачи и индикаторы государственной программы.

IV. Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы и подпрограмм государственной программы.

V. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования.

VI. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы.

VII. Обоснование объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной подпрограммы.

VIII. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы

IX. Методика оценки эффективности и результативности государственной программы.

<...>

XII. Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012—2016 гг.".

XIII. Подпрограмма "Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве на 2012—2016 гг.".

XIV. Подпрограмма "Москва — инновационная столица России" на 2012-2016 гг.".

XV. Подпрограмма "Развитие Москвы как международного финансового центра на 2012—2016 гг.".

XVI. Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы, подпрограмм государственной программы и их значениях по годам реализации.

<...>

XX. Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (работ) государственными учреждениями города Москвы по государственной программе.

<...>

XXII. Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов бюджета города Москвы, федерального бюджета и юридических лиц на реализацию целей государственной программы.

Использование программно-целевого планирования — эффективный инструмент стратегического управления как при управлении отдельной компанией или корпорацией, так и при государственном управлении отдельным регионом, муниципальным образованием, страной в целом.