Зодчество Московской земли

Московское каменное зодчество начинает развиваться лишь в 20–30-х гг. XIV в., при Иване Даниловиче Калите. Построенные тогда в Москве четыре белокаменных храма – Успенский (1326–1327), Спасский па Бору (1330), Архангельский (1333) и церковь-колокольня Иоанна Лествичника (1329) – к сожалению, не сохранились и известны лишь по названиям, унаследованным знаменитыми кремлевскими соборами. Оригинальной постройкой была лишь церковь Иоанна Лествичника "иже под куполы". Именно с нее начинается строительство храмов-колоколен, распространенных в последующее время.

Древнейшим сохранившимся памятником является трехкупольный шестистолпный Успенский собор в Коломне (1379–1389), размерами превосходивший московские храмы. В Москве же первой постройкой, дошедшей до нас, хотя и в частично перестроенном виде, была белокаменная церковь Воскрешения Лазаря (1393), заказчиком которой являлась великая княгиня Евдокия Дмитриевна, вдова Дмитрия Донского. Чуть позже были возведены Успенский собор в Звенигороде (1400) и собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре (1405), Троицкий собор Троице- Сергиева монастыря (1422).

Как и в белокаменных храмах Владимиро-Суздальской Руси, в московских соборах сохраняются три высокие апсиды, но уже нет каменных барельефов и аркатурных поясов.

В конце XV в. в Московском княжестве начинается строительство кирпичных зданий. Первым из них стала Духовская церковь Троице-Сергиева монастыря, датированная 1476 г. Уникальность этой постройки заключается в использовании ее создателями элементов московского и псковского архитектурных стилей, что заметно отличает ее от других храмов той эпохи. Строители Духовской церкви использовали характерные для московского зодчества килевидные закомары и перспективные порталы, но над зданием поместили характерную звонницу под барабаном, увенчанным куполом.

Однако качество использовавшегося при строительстве кирпича и известкового раствора было невысоким, что было доказано майским вечером 1474 г., когда обрушилась стена нового Успенского собора в Москве. Весной этого же года его начали строить мастера Иван Кривцов и Мышкин. Вскоре, после небольшого "труса" (землетрясения) недостроенное здание развалилось окончательно. На плохое качество извести независимо друг от друга указали и вызванные псковские мастера, и прибывший в мае 1475 г. итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, которому и было поручено построить новый Успенский собор. Не устроило его и качество кирпича.

Аристотель Фиораванти и его шедевр

Шестидесятилетний Аристотель Фиораванти (1415–1486) был талантливым и опытным строителем, военным инженером. Его дарование высоко оценил известный миланский мастер и теоретик архитектуры Антонио Аверелино по прозванию Филарете, создатель уникального памятника – бронзовых дверей собора Святого Петра в Риме. Аристотель происходил из семьи потомственных болонских архитекторов. Он продолжил дело своего отца, Рудольфо Фиораванти, которому с большой степенью вероятности приписывается перестройка сильно пострадавшего при пожаре Палаццо Кому нале (Дворца общины) и укрепление башни Аринго над дворцом дель-Подеста (муниципалитета) в Болонье.

В 1455 г. Аристотель возглавил работы по перемещению колокольни Святого Марка в своем родном городе, после чего ему было присвоено звание старшины лоджии каменщиков. Затем Фиораванти поручили выпрямить колокольню в городе Ченто и башню при церкви Святого Ангела в Венеции. Мастер справился с заданием, но венецианская башня рухнула из-за слабости грунта. Аристотелю пришлось поспешно покинуть город на воде.

В 1458 г. Фиораванти реставрирует обветшавший древний мост в Павии, в 1459–1460 гг. строит Пармский канал. Затем, спустя девять лет, он возвращается в Болонью и работает в основном как военный инженер. Именно его услугами как инженера в 1467 г. воспользовался венгерский король Матиуш Корвин, которому понадобилось построить мосты через Дунай. Соединив Буду и Пешт, Аристотель вернулся на родину, но вскоре был арестован, заподозренный по ложному доносу в изготовлении фальшивых денег. И хотя невиновность его установили, но оскорбленный мастер принял приглашение русского посла Семена Толбузина и отправился с ним в далекую, загадочную Московию.

Как уже было сказано, Иван III поставил перед Фиораванти задачу разобрать частично рухнувший Успенский собор и на том же месте поставить новый.

Внимательно изучив традиции древнерусского зодчества, посетив Владимир, Ростов Великий, Ярославль, Великий Устюг, по видимому, и Новгород, Фиораванти выстроил собор, который воплотил в себе все лучшее, что было создано итальянской и русской архитектурными школами. Сохранив владимирское пятиглавие и аркатурный колончатый пояс, мастер сделал нефы замка более широкими, равными по высоте и протяженности, что свойственно готическому стилю, уменьшил количество столпов шести, четыре из них сделав круглыми. Все столпы-колонны были более тонкими и легкими благодаря использованию железных крепежных связей, заменивших деревянные детали. Увеличению простора во внутреннем помещении храма способствовало и отсутствие хоров.

Строительство Успенского собора, впоследствии признанного образцом православного зодчества, продолжалось два года и завершилось в 1477 г. После этого еще два года шли внутренние работы и, наконец, 15 августа 1479 г. состоялось торжественное освящение нового храма.

Возводя Успенский собор, Аристотель применил ряд новых строительных приемов: по его указанию фундамент был заглублен в землю на две сажени и укреплен дубовыми сваями. При возведении белокаменных стен была сделана кренившая их кирпичная прослойка.

Для справки

Кирпич начали производить на новом заводе в Андроникове, поставленном на берегу Москвы-реки. Помимо прочности, его отличали стандартные размеры (6 × 3 × 1,5 вершка; 1 вершок = 4,44 см) и особое клеймо в виде государственного герба.

Как и прежде, свод опирался на внутренние столбы, но они были уже не крестообразными, а круглыми (4 столба) и четырехугольными (2 столба).