Основные этапы экономических преобразований в России

В качестве основных задач в стране намечалось осуществление макроэкономической и финансовой стабилизации с одновременным переходом к рыночной экономике и приватизацией государственной собственности во всех сферах экономики. В качестве стандартных мероприятий предусматривалась либерализация цен на основные товары и услуги, ужесточение кредитной, финансовой и денежной политики, выход из товарного дефицита и т.д. Как важнейшие задачи реформ декларировались финансовая стабилизация и ликвидация бюджетного дефицита. При этом российское правительство возлагало надежды на экономическую помощь Запада.

Либерализация цен

Первым шагом стала либерализация цен на большинство товаров и услуг с одновременным установлением нулевого импортного тарифа. 29 января 1992 г. был подписан Указ Президента РФ № 65 "О свободе торговли". Государство переставало контролировать цены на большинство товаров и услуг. Эти меры способствовали появлению разнообразных товаров, быстрому развитию частной торговли.

Правительство прогнозировало рост цен примерно в три раза, соответственно был установлен индекс повышения заработной платы, пенсий, стипендий – 70%. Однако за полгода цены выросли в 10–12 раз, т.е. сбережения населения мгновенно обесценились. Резко возросли и тарифы на перевозки, цены на сырье, энергоносители и т.д., что создавало трудности в процессе адаптации производственных предприятий к рыночным условиям. Резко выросли цены на сельскохозяйственную продукцию, что привело к ее неконкурентоспособности по сравнению с импортной и в итоге к кризису агропромышленного комплекса. Правительство Е. Т. Гайдара искало способ выведения экономики из кризиса в "шоковой терапии": последовательном проведении "монетаристской" политики, минимизации вмешательства государства в экономику, прекращении помощи убыточным предприятиям. Предполагалось, что нерентабельные предприятия обанкротятся, а остальные перестроятся на выпуск качественной продукции. Однако к лету 1992 г. под угрозой банкротства оказались целые отрасли народного хозяйства. Даже там, где производство сохранялось, объемы производства уменьшались, а цены значительно увеличивались.

Во второй половине 1992 г. жесткая кредитно-денежная политика была ослаблена под давлением оппозиции. Промышленным и сельскохозяйственным предприятиям были даны льготные кредиты, что сразу же сказалось на ходе реформ, которые стали замедляться. Данное решение фактически остановило "шоковую терапию", в результате чего осенью 1992 г. резко ускорился рост цен (до 5% в неделю в сентябре-октябре) и произошло обвальное падение курса рубля, который за два месяца подешевел в три раза. Инфляция в одночасье уничтожила многолетние сбережения населения. Ее темпы были столь велики, что денег, находившихся в обороте, не хватало для выплаты зарплат, пенсий и пособий. В результате постоянно росла задолженность государства. В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов РСФСР потребовал отставки правительства. Е. Т. Гайдар был снят с занимаемого поста, и председателем Совета Министров назначен В. С. Черномырдин.

В 1993 г. были конституционно закреплены полномочия Банка России. Главной задачей Центрального банка РФ провозглашались защита и обеспечение устойчивости российского рубля, курс которого продолжал снижаться и к июлю 1993 г. составлял 1054 руб. за 1 долл. В итоге 24 июля 1993 г. Центробанк сообщил, что денежные купюры образца 1961–1992 гг. будут изыматься из обращения. Объяснялась эта мера желанием Центробанка отсечь денежную массу, которая находилась в обращении в бывших союзных республиках. Старые деньги заменялись новыми с ограничением суммы обмена и в очень короткие сроки. Торговля со странами ближнего зарубежья переводилась на долларовую основу.

После осеннего кризиса 1993 г. была проведена либерализация аграрного сектора, был издан указ о частной собственности на землю. К сожалению, ставка на фермерские хозяйства, которые рассматривались как альтернатива колхозному строю, не оправдала себя. Во многом это произошло из-за того, что не были вовремя решены вопросы законодательного, финансового и материально-технического обеспечения фермерской деятельности.

Приватизация

Помимо Указа Президента РФ от 29 декабря 1991 г. № 341 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", были изданы Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992 г. Это был временный документ. В развитие Положений был принят указ, которым определялись нормативы и процедура приватизации, проведения конкурсов и аукционов, а также предполагаемые общие суммы доходов в государственный бюджет. Реализация программы была поручена Государственному комитету но управлению имуществом и Российскому фонду федерального имущества. Верховный Совет РСФСР 3 июля 1991 г. принимает Закон РФ № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".

В начале 1992 г. активно проходит "малая приватизация", в результате которой в частную собственность перешли предприятия торговли, общественного питания, сферы обслуживания. По данным Госкомимущества России, на первом этапе было приватизировано около 80% предприятий, подлежащих разгосударствлению. Чуть меньше объектов прошло через "малую приватизацию". Темпы приватизации составляли до девяти объектов в день!

Процесс приватизации в России проходил в два этапа, принципиально различающихся между собой как по целям, так и по методам ее проведения. Первый, ваучерный этап проходил в 1992–1994 гг. Предполагалось преобразование крупных и средних государственных предприятий в акционерные общества. Тогда были приняты важные законодательные и нормативные документы, закрепляющие основные права акционеров, коллективных и индивидуальных собственников. Был издан Указ Президента РФ от 14 августа 1992 г. № 914 "О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации" (вместе с Положением о приватизационных чеках). Он подготавливал условия для создания спроса на все виды приватизационной собственности. Все граждане Российской Федерации, в том числе и дети, имели право на получение одного чека (ваучера) с номинальной стоимостью в 10 тыс. руб., уплатив в Сбербанке в качестве выкупа 25 руб. Эта сумма была определена, исходя из оценки имущества всех российских предприятий в 1400 трлн руб., как доля каждого жителя России. С 1 января 1993 г. на ваучер можно было приобрести акции любого предприятия.

На конец января 1993 г. ваучеры получило 97% российских граждан. Выдаваемые ваучеры не были персональными, и их можно было продавать, передавать другому лицу или через создаваемые повсеместно чековые инвестиционные фонды вкладывать в акции приватизированных предприятий. Рынок ваучеров рассматривался правительством в качестве начального этапа функционирования рынка ценных бумаг. По мнению Госкомимущества России, концентрация большого количества ваучеров должна была сформировать реальных собственников. Население страны в основном поддержало идею ваучерной приватизации. Свою роль в этом сыграла целенаправленная агитация во всех средствах массовой информации, настойчиво пропагандировавших популистские лозунги о возвращении народу собственности. В результате начальный передел государственной собственности прошел быстро и без социальных потрясений.

В 1993 г. по всей стране стали создавать чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). Чековые инвестиционные фонды собрали более трети всех ваучеров в стране, число их акционеров составило 22,8 млн человек. При этом скупка ваучеров у населения часто велась физическими лицами по курсу в несколько раз ниже их номинальной стоимости. Население не очень верило в будущее этих чеков, поэтому многие стремились от них избавиться, чтобы получить за них хотя бы какие-то деньги. Правительство рассматривало чековые инвестиционные фонды как опору для формирования будущего финансового рынка путем мобилизации и свободного перемещения капиталов. Предполагалось, что чековые инвестиционные фонды в своей деятельности будут стремиться к макроэкономической стабилизации и реальному инвестированию капиталов в производство. Однако созданные экономические структуры были заинтересованы только в росте своих дивидендов, а не в развитии производства. Объясняется эго тем, что государством не были созданы привлекательные условия для капиталовложений в экономику, а должный контроль за деятельностью этих фондов со стороны государства отсутствовал. В результате в акции приватизированных предприятий была вложена только незначительная часть собранных средств. Предполагалось, что в будущем граждане могут получать проценты от прибыли этих предприятий, однако фактически этого не произошло, поскольку в последующие годы реального роста в экономике страны не наблюдалось, фонды незаметно ушли с рынка. К началу 1995 г. из 650 чековых фондов в стране закрылась почти половина, вложившие в них свои ваучеры граждане не получили за них каких-либо дивидендов.

Таким образом, в результате первого этапа приватизации в России на базе развития негосударственного сектора началось создание основ рыночной экономики. За эти годы были созданы тысячи крупных инвестиционных, страховых, пенсионных компаний, коммерческих и инвестиционных банков. К середине 1995 г. количество приватизированных предприятий превысило число неприватизированных, а негосударственный сектор произвел 75% валового внутреннего продукта. Однако в целом первый этап приватизации в стране не дал положительных результатов. В стране появился слой частных собственников, но он был весьма незначительным и состоял в основном из крупных собственников. Большинство людей, находясь в весьма стесненных материальных условиях, отдали свои ваучеры за бесценок или оказались обмануты чековыми инвестиционными фондами.