Основные элементы теории индивидуальной работы. Контракт в социальной работе

К специфическим чертам индивидуальной социальной работы можно отнести особенности работы с клиентом, интервьюирование, заключение контракта, планирование, динамику изменений, оценку и другие элементы индивидуального взаимодействия.

Помощь, которую социальный работник оказывает клиенту, носит договорный характер, поскольку отношения сторон регулируются законодательством и имеют финансовую основу. При этом клиент имеет право как на бесплатное, так и на возмездное социальное обслуживание, что тоже регламентируется соответствующим законом. Таким образом, правовые основания деятельности социального работника формируют базу для заключения контракта с клиентом в целях реализации адекватной помощи в соответствии с функциями социальной службы. С другой стороны, для клиента контракт создает определенную степень защиты, дает основание для иска в случае нарушения прав, определяет его место в системе взаимоотношений с социальным работником.

В индивидуальной практике социальной работы клиент несет ответственность за процесс изменения; как и социальный работник, он является активным участником терапевтического процесса. Таким образом, социальный контракт в системе взаимодействия социального работника и клиента – это соглашение относительно взаимных обязательств, задач, целей и операциональных процедур, которые должны быть выполнены в процессе терапевтического контакта (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Виды контракта в социальной работе

В практике социальной работы выделяют предварительные контракты. Их функция – ориентировать клиента в тех видах помощи, которые ему необходимы, чтобы в дальнейшем помочь ему решить трудную жизненную ситуацию. Исполнение такого контракта ограничивается определенными временными пределами, однако и здесь соблюдается принцип принятия взаимных обязательств и обязанностей сторон.

Первичные и вторичные контракты основаны на оценке плана взаимодействий, связаны с особенностями случая, оценкой действий и планированием процесса интеракций. При заключении контрактов руководствуются следующими принципами:

1. Потребности клиента имеют приоритетное значение, являются основанием для заключения контракта.

2. Социальный работник несет ответственность за оказание помощи клиенту. Основанием для оказания помощи и заключения контракта выступают определенные доказательства со стороны клиента, которыми могут быть наличие/отсутствие места жительства, статус, занятость, здоровье, возраст, финансы и т.д.

3. Социальный работник несет ответственность за обслуживание, разъясняет возможности социальных служб в оказании поддержки. Он ознакомит клиента с условиями контракта, предоставляет информацию относительно задач, которые будут решаться, взаимных обязательств, средств и процедур, времени, необходимого и достаточного для изменения ситуации клиента, а также санкций, которые могут применяться со стороны социальных служб.

4. Контракт должен быть сформулирован таким образом, чтобы клиент мог получить достаточно большой выбор средств и ресурсов для достижения своих целей и задач. Кроме того, контракт должен быть абсолютно ясным относительно ограничения выбора средств, касательно тем и проблем, не входящих в функции социальных служб.

5. При заключении контракта реализуется принцип последовательного структурирования. При таком подходе клиенты постепенно, по мере решения отдельных задач, расширяют область проблем, требующих вмешательства со стороны социального работника.

6. Контракт должен отражать не только специфику работы социальной службы, но и быть достаточно гибким, чтобы адаптироваться к непредвиденным обстоятельствам либо ситуации клиента или членов его семьи. Некоторые вопросы могут быть сформулированы как гипотетические.

Выводы

1. Сущность индивидуальной социальной работы заключается в том, что и подлежащая разработке проблема, и ее решение локализуются в конкретном индивиде.

2. Преимущественное значение имеет влияние окружающей среды, которому подвергается клиент.

3. Основное внимание в процессе индивидуальной социальной работы сосредоточено на компетенциях, квалификациях, взглядах, поведении клиента, на создании "помогающих" отношений: клиент и социальный работник доверяют друг другу в процессе общения, так что предложенная помощь может быть принята.

4. Целью процесса оказания помощи во всех случаях является улучшение самочувствия клиента посредством совершенствования баланса между личностью и окружающей средой.