Знание языка и служебная карьера

Исключая отношение к евреям (точнее, к иудаистам), которое временами перерастало в открытое поощрение антисемитизма государством, политика в национально-языковой сфере редко отражалась на судьбах лояльных представителей соответствующих меньшинств. Для прохождения по служебной лестнице, впрочем, необходимо было владение русским языком (прибалтийских немцев до Александра II это условие касалось в меньшей степени), национальность же не имела значения.

По законам Российской империи при поступлении в гражданскую службу ограничения носили в первую очередь сословный характер, "различия вероисповедания и племени" (по крайней мере, для христиан) не препятствовали достижению высоких должностей. При переходе к политике подавления польского и вытеснения немецкого языков произошли заметные сдвиги в национальном составе высшего чиновничества, но они недостаточны для того, чтобы считать эту тенденцию связанной с этио-языко- вой принадлежностью.

В табл. II. 1 приведены данные по вероисповеданию центрального и губернского (без Финляндии и Царства Польского) правительственного аппарата за 1853 и 1903 гг. (рассчитано но: Зайончковский, 1978). К числу высших чиновников центрального аппарата отнесены члены Государственного Совета, Комитета министров, Сената, товарищи министров и директора департаментов; к высшему аппарату губернского уровня — губернаторы, вице-губернаторы, председатели губернских казенных палат (высший губернский чиновник Министерства финансов, имевший право замещать губернатора), управляющие губернскими палатами государственных имуществ (только за 1853 г.), управляющие акцизными сборами (только за 1903 г.), губернские прокуроры (только за 1853 г.), председатели окружных судов (только за 1903 г.). В целом по обеим категориям доля

православных (среди которых были украинцы и некоторое количество грузин) повысилась с 79,7 до 89,8%, лютеран (почти исключительно немцев) снизилась практически вдвое — с 13,7 до 7,0%, как и католиков (в основном поляков) — с 6,4 до 3,2%. Особенно заметно уменьшилось число католиков в центральном аппарате (табл. П.1)[1].

Таблица П. 1

Процентное соотношение представителей разных конфессий среди царского чиновничества (1897 г.)

Вероисповедание

1853

1903

центр

губернии

центр

губернии

всего, чел. (всех конфессий)

230*

208**

298

261

православные, %

76,5

83,2

89.9

89,7

лютеране, %

13,4

13,9

7.0

6.9

католики, %

10.0

2,4

3,0

3,4

* Среди лютеран по крайней мере один швед — граф А. Ф. Адлерберг, член Комитета министров.

** Включая одного армяно-григорианина (в должности губернского прокурора).

Мусульман среди высшего чиновничества не было, но в армии во второй половине XIX в. они могли занимать достаточно высокие должности. В отношении мусульман Российская империя была наиболее толерантной державой; ср. оценки положения в этой области, сделанные тюркским просветителем И. Гасприпским:

"Русский человек из простого и интеллигентного класса смотрит на всех живущих с ним под одним законом, как на своих, не высказывая, не имея узкого племенного себялюбия" (Национальная..., 1997, с. 129).

Заслуживают внимания также замечания, сделанные неназванным мусульман I и ном - и иди й 1 щм;

"Мы читаем и слышим со всех сторон, что в России такой-то генерал мусульманин, другой — армянин, <...> между тем как у нас каждый английский солдат лучше дезертирует, нежели согласится повиноваться и признать начальником туземца" (Национальная..., 1997, с. 119).

А вот заметки, написанные лордом Керзоном, вице-королем Индии и министром иностранных дел Великобритании:

"Русский братается в полном смысле слова. <...> Он не уклоняется от социального и семейного общения с чуждыми и низшими расами" (Национальная..., 1997, с. 176).