Основные элементы культуры

Культура является важным механизмом регуляции социального взаимодействия, ценностно-нормативной системой. Нормы и ценности – основные элементы любой культуры, главные инструменты, с помощью которых она организует жизнь общества. Кроме них в культуру принято включать идеологию, знания, убеждения и язык.

Ценности – это ядро культуры; поведение человека в обществе определяется его ориентацией на них. Под ценностями понимаются социально значимые и одобряемые обществом явления действительности. В качестве таковых могут выступать предметы, представления, действия, идеи, отношения. Все они оцениваются по критериям добра и зла, истины и неистины, допустимого и запретного. Ценности выступают как:

а) желательное, предпочтительное для социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания идей и т.д.;

б) критерий оценки реальных явлений;

в) регулятор социальных взаимодействий.

Ценности устанавливают смысл социальных действий людей. Макс Вебер отмечал, что каждый человеческий акт предстает осмысленным лишь в соотнесении с ценностями. Они ориентируют человека и побуждают его к деятельности. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, в социологии используется термин "ценностные ориентации".

Каждое общество располагает специфическим набором и иерархией ценностей, но в них всегда присутствуют как общечеловеческие ценности (ценность рождения ребенка, ценность жизни, любви, труда), так и ценности общесоциальные, т.е. свойственные именно данному обществу. Например, для открытых обществ такой ценностью является индивидуализм, индивидуальная свобода, для закрытых – подчинение. Дифференцируются культурные ценности и по социально-групповой принадлежности, отражая типичные предпочтения той или иной группы. В частности, можно говорить о молодежных ценностях – предпочтениях в искусстве, манере одеваться. Существуют индивидуально-личностные ценности, которые отбираются отдельной личностью из окружающей социокультурной среды, входят в се индивидуальную культуру.

По принадлежности к подсистемам, или сферам, социокультурной жизни людей ценности общества, группы и личности классифицируются:

1) на политические (свобода слова, законность, порядок);

2) художественные, или ценности искусства (гармония, прекрасное);

3) нравственные (благо, совесть, добро, зло, долг);

4) правовые (правовой статус, юридические права);

5) экономические (собственность, доход, богатство).

Все ценности располагаются в обществе по шкале предпочтений, которая у членов общества неодинакова. Например, одни люди ценят власть и стремятся к ней, тогда как другие предпочитают покой и уравновешенность.

Таким образом, ценности как элемент строения культуры образуют очень сложный мир, а культура общества служит механизмом, который их выявляет, координирует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает. Индивиды используют ценности в качестве устойчивых ориентиров, с которыми соотносят свою обычную жизнь и профессиональную деятельность. Тем самым ценности выступают регуляторами социальных взаимодействий людей. Они становятся важной частью мотивационного механизма поведения личности. Вот почему в социологических исследованиях социальной жизни постоянно изучаются ценности индивидов, групп, выявляется их иерархия, устанавливаются доминирующие ценности, ценности различных социальных слоев, расхождения и противоречия ценностных мотиваций.

Нормы – это важный компонент культуры как ценностно-нормативной системы. Социальные нормы производны от социальных ценностей и основываются на них. Социальные ценности осуществляют общую, стратегическую регуляцию поведения людей, а социальные нормы устанавливают образцы конкретного поведения. Таким образом, социальная норма есть общепризнанное правило, образец поведения или действия. Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, обеспечить общепонятное поведение и сформировать ожидаемое. Содержательная сторона норм определяется целями той конкретной сферы деятельности, к которой они относятся; при этом различные ее виды нормированы не в одинаковой степени.

Так, обучающая деятельность нормирована менее чем военная служба. В разных культурах различаются ОГЛАВЛЕНИЕ и способы нормирования. Нет обществ, в которых отсутствовали бы нормы, регулирующие сексуальные отношения. Например, нормы современной России, как и других стран, в отличие, скажем, от норм 1950–1960-х гг., допускают сексуально свободное поведение девушек до замужества.

Социальные нормы имеют различные классификации. Например, Толкотт Парсонс различал:

а) нормы, устанавливающие порядок в отношениях как в обществе в целом, так и в составляющих его группах;

б) экономические нормы, дающие критерии хозяйственной деятельности, профессионализма;

в) политические нормы, фиксирующие обязанность поддерживать общие принципы политической системы своей страны;

г) культурные нормы, закрепляющие устойчивые принципы коммуникации между индивидами и различными группами (например, говорить на своем родном языке, поддерживать символику своей культуры).

Нормы могут быть универсальными, общезначимыми ("Не убий"), частными (по сферам деятельности – хозяйственными, научными и т.д.), групповыми (нормы поведения студентов, хиппи, военных и т.п.), межиндивидуальными.

Дифференцированные по социальным структурам нормы поддерживают классовое разделение, дистанцию между профессиональными группами, сословиями. Они обеспечивают механизм распределения типов деятельности, социального статуса и привилегий. Нормы отличаются степенью обязательности: побуждающие ("Самосовершенствуйся!"), запрещающие ("Не убий").

По форме фиксации выделяют формальные (устав, инструкция, закон) и неформальные (выраженные в мнении); устные и письменные нормы. По степени обобщенности они делятся на общие принципы деятельности, например менеджера, и конкретные образцы определенного действия (нормы поведения менеджера при найме работников).

Особенно важными для ценностно-нормативной регуляции жизни общества являются правовые и моральные нормы. Они охватывают все сферы социальной системы, так или иначе проявляются во всех видах деятельности.

Правовые нормы имеют форму закона, иного государственного или административного нормативного акта с четко обозначенными условиями применения и достаточно детально прописанными санкциями за их несоблюдение.

Моральные нормы поддерживаются силой общественного мнения, морального долга личности.

Предписывающий характер имеют также обычаи и традиции, которые тоже входят в механизм регуляции общественной жизни и являются компонентами культуры.

Обычаи – это одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять (обычаи гостеприимства, празднования Рождества), представляющие собой стереотипную форму регуляции социальной деятельности. В современном обществе они действуют в сфере быта, морали (нравы) и гражданской обязанности. Обычаи консервативны.

Традиция (лат. traditio от tradere – передавать) родственна обычаю, но имеет более широкие области применения. Кроме сферы быта и морали она действует в экономике, политике, праве, религии, науке, искусстве.

Результативность социальных норм зависит от их соответствия принятым в данном обществе ценностям и идеалам.

Нормы и правила как регуляторы поведения носят более строгий характер, чем ценности. Нормы имеют предписывающую, объективную силу. Ценности же более связаны с субъективным аспектом общественной жизни – предпочтениями. Ценности и нормы, входящие в культуру, образуют механизм регуляции деятельности и поведения людей и в этом качестве являются для человека способом освоения действительности. Они помогают индивиду освоиться в социуме и жить в нем, удовлетворять свои многообразные потребности.

Ценности служат основой идеологии.

Идеология – это систематизированное, логически обоснованное выражение чьих-либо интересов: всего человечества (общечеловеческие гуманистические ценности, например права человека), конкретного общества (российского, французского и т.д.), классов, групп (у предпринимателей – идеология либерализма, т.е. невмешательства государства в экономику). Идеология позволяет всему обществу или отдельной группе, индивиду ориентироваться в социальной среде, решать общие задачи социальной регуляции. Идеология обеспечивает понимание основных общественных ценностей и осознанную мировоззренческую ориентацию на длительную перспективу.

Социологический подход позволяет выделить несколько существенных функций идеологии:

1) обоснование и утверждение общих систем норм и ценностей отдельных групп или общества в целом;

2) установление ориентиров и перспектив общественного развития, на которых концентрируется активность социальных субъектов (общества, групп, индивидов);

3) интеграция людей в большие коллективы и движения, сглаживание существующих внутри них различий;

4) снижение социальной напряженности в результате рационализации отношений между группами.

В обществе могут сосуществовать разные идеологии: религиозные, экономические, национальные. Каждая из них имеет различную степень влияния на общественную жизнь. Современное российское общество нуждается в идеологии, объединяющей всех членов общества, выражающей насущные интересы россиян.

Знания и убеждения также относятся к основным элементам культуры.

Знание – это результат человеческой практики, в том числе собственно познавательной деятельности. Оно фиксируется в культуре в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Разновидности знания функционально соотносятся с определенным типом и уровнем жизнедеятельности:

практическое знание существует в тесной связи с конкретной деятельностью (возделывание земли, строительство зданий, лечение больных);

духовное знание связано с общением и регуляцией общественных отношений (классовых, национальных, религиозных), закрепляется в мифах, художественных образах, в понимании истории;

эмпирическое (опытное) знание формируется на основе чувственного и экспериментального опыта, фиксируется в специальных научных дисциплинах;

теоретическое знание появляется как осмысление не только практики, но и самого знания. Оно составляет предмет науки, наполняет идеологию, социальные и религиозные учения.

С социологической точки зрения знание имеет социальную основу, участвует в регуляции социальных отношений, ориентирует поведение людей, помогает вырабатывать мотивацию. Знание необходимо для функционирования человека в самых разных сферах деятельности. Оно является важным инструментом управления обществом, непременной предпосылкой хозяйственной деятельности и т.п.

Убеждение – это чувственно переживаемое знание. Оно становится убеждением, когда приобретает личностнозначимую окраску, поэтому отнюдь не все знания, которыми располагает отдельный человек или группа людей, становятся их убеждениями (например, студент получает "отлично" на экзамене по атеизму, будучи глубоко верующим).

Язык как средство общения, словесной фиксации знаний, убеждений, норм, образцов, ценностей, безусловно, является важнейшим элементом культуры. Язык – это специфическое социальное средство хранения, передачи информации и управления человеческим поведением. Через него реализуется преемственность поколений, связь исторических эпох. Языковые формы отражают особенности конкретного общества, уровень его развития (современный россиянин, француз или португалец вряд ли смогут понять древнерусскую, древнефранцузскую или древнепортугальскую речь). Язык изменяется с развитием, изменением общества, его культуры, и вместе с тем он сохраняет свою постоянную роль в передаче социального опыта от поколения к поколению.