Основные догматы и ритуалы ислама

В исламе выделяется пять основных догматов – усуль ад-дин ("основы веры").

Первый – единобожие (араб. таухид). В исламе таухид обозначает признание единственности Аллаха и категорическое отрицание многобожия, что нашло отражение в формуле "нет Бога, кроме Аллаха". Аллах является единственным творцом всего сущего, всемогущим и всеведущим.

Второй догмат – вера в божественную справедливость, в правосудие Аллаха, воздающего в равной мере, как за добрые деяния так и за предосудительные.

Третий – признание пророческой миссии Мухаммеда и пророков, живших до него. Проповедовавшие веру в единого Бога пророки, в соответствии с мусульманской традицией, предсказывали появление Мухаммеда. Мухаммед считается последним в цепи пророков, которые проповедовали человечеству. В мусульманской догматике концепция пророчества занимает крайне важное место. Мухаммед считается обыкновенным человеком и не может стать объектом обожествления. В то же время пророки, посланные Богом для проповеди священного писания, относятся к категории избранных, приближенных к Богу людей. Ислам признает полную непогрешимость Мухаммеда как посланника Божьего.

Четвертый догмат – вера в воскресение, Судный день и потусторонний мир. Воскресение умерших и суд Аллаха над людьми, которым уготован рай или ад, были одной из главных тем проповедей Мухаммеда, изложенных в Коране. Они также стали предметом детальной проработки в мусульманском предании.

Пятый догмат связан с учением об имамате – халифате (доктрине власти в исламе). При всей незыблемости догматов ислама их интерпретация менялась с течением времени и являлась предметом бурной полемики.

На раннем этапе существования мусульманской общины сложились представления о пяти "столпах" мусульманского вероучения (араб. аркан ад-дин), из которых четыре содержат обрядовые и моральные предписания.

Первое предписание ислама, объединяющее два основополагающих догмата ислама, получило название шахада ("свидетельство") – исповедание веры. Оно выражается в формуле "нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха". Человек, произносящий эту молитвенную формулу, подтверждает свою приверженность едино- божию и признает пророческую миссию Мухаммеда. Хотя этот "столп" относится к догматике, для рядового мусульманина важно не только исповедание исламского "символа веры", но и беспрекословное следование этому принципу в повседневной жизни.

Второе предписание ислама – мусульманская каноническая молитва (араб. салат). Число и порядок молитв в Коране четко нс зафиксированы, но были детально регламентированы в Сунне. Ежедневный молитвенный цикл включает пять обязательных молитв (на рассвете, по полудню, в предвечернее время, на закате, с наступлением ночи). Молитву можно совершать в любом приемлемом для этого месте, которое должно быть чистым. Перед каждой молитвой необходимо совершать ритуальное омовение. В пятницу проходят коллективные молитвы в мечетях, сопровождающиеся проповедью.

Третье предписание ислама – соблюдение поста (араб. саум) в месяц рамадан по мусульманскому лунному календарю. С рассвета и до наступления темного времени суток постящиеся воздерживаются от еды, питья, курения, соблюдения супружеских обязанностей и т.д. Освобождение от поста получают беременные и кормящие женщины, дети, больные, престарелые, а также те, кто не могут его соблюдать по объективным причинам (те, кто находится в пути, те, кто участвует в военных действиях, и т.д.). Верующие, временно освобожденные от поста или нарушившие его по каким-либо причинам, должны восполнить пропущенное в другое время. Помимо обязательного поста, приуроченного к рамадану, мусульмане могут соблюдать дополнительные посты в индивидуальном порядке.

Четвертое предписание ислама – обязательный коранический налог в пользу нуждающихся (араб. закят). Размеры закята регламентированы мусульманским правом. Мусульманские теологи интерпретируют уплату закята как "очищение" от греховности богатства, с которого он взимается. В исламе также существует садака – добровольная милостыня в пользу неимущих и нуждающихся.

Пятое предписание ислама – паломничество в Мекку (араб. хадж). Согласно мусульманскому преданию, основные обряды хаджа были определены Мухаммедом во время его последнего "прощального" паломничества в 632 г. Они воспроизводят деяния общего предка арабов и евреев Ибрахима (Авраама), считающегося восстановителем Каабы и учредителем хаджа, а также эпизоды жизни его семейства в Мекке.

Хадж совершается в месяц зу-ль-хиджжа. Ему предшествуют очистительные обряды (омовение, обрезание волос, ногтей) и облачение в ихрам – специальное одеяние, состоящее из двух кусков белой материи, один из которых оборачивается вокруг бедер, а другой набрасывается на плечи. В первый день хаджа совершается "малое паломничество" – умра, включающая поклонение черному камню и семикратный обход Каабы. Паломники пьют воду из священного источника Земзем, семикратно пробегают между холмами ас-Сафа и аль-Марва. На следующий день они направляются в долину Арафат. На третий день, в полдень, после ночевки под открытым небом начитается центральный обряд хаджа – стояние у горы Арафат, продолжающееся до захода солнца. В это время паломники слушают проповедь, молятся. Затем бегом все устремляются в долину Муздалифа, где слушают вечернюю и ночную молитвы. Наутро паломники направляются в долину Мина, где бросают камешки в "столбы дьявола", символизирующие нечистую силу. Затем следует жертвоприношение животных, после чего верующие возвращаются в Мекку, где завершают паломничество.

Хотя обязательные обряды хаджа не предписывают посещение Медины, где находится могила пророка Мухаммеда, паломники предпочитают побывать там и поклониться святым местам этого города. Мусульманин, совершивший обряд хаджа, получает почетное звание хаджи. Каждый мусульманин должен, если он может, раз в жизни совершить хадж. Если он не способен это сделать, то может послать вместо себя заместителя. Хаджу принадлежит важная политико-идеологическая роль в мусульманском мире. Мусульмане могут совершать малое паломничество в святые места Мекки – умру – в любое время года, не совпадающее с хаджем, как акт личного благочестия.

Важная роль в жизни мусульман принадлежит религиозным праздникам. Нормативный ислам узаконил два праздника.

Первый – великий праздник жертвоприношения (араб. ид аль-адха; тюрк. курбет байрам). Являясь неотъемлемой частью мусульманского паломничества в Мекку, он отмечается на десятый день зу-ль-хиджжа, двенадцатого месяца лунного календаря, в последний день хаджа и продолжается 3–4 дня. Жертвоприношения животных совершаются в память о том, как Ибрахим был готов принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. Наряду с паломниками, находящимися в Мекке, этот обряд совершают верующие по всему мусульманскому миру. Празднество сопровождается специальной ритуальной молитвой и праздничной трапезой.

Второй "канонический" праздник мусульман (араб. ид аль-фитр, аль-ид ас-сагир; тюрк, ураза байрам, рамадан бай- рам) посвящен завершению мусульманского поста в месяц рамадан. Начинается он в первый день следующего после рамадана месяца шавваля. Празднество включает посещение могил родственников, обильную торжественную трапезу, раздачу милостыни и подарков.

Сущность мусульманских праздников может быть понята и объяснена только на основе шариата. Главные мусульманские праздники – ид аль-адха и ид аль-фитр – не существуют сами по себе, а составляют неотделимую часть мусульманских обрядов паломничества и поста. К числу мусульманских праздников принадлежит также пятница – день общественной молитвы (араб. йаум аль-джума). В этот день в мечетях проходят массовые молитвенные собрания.

К числу широко отмечаемых в мире ислама неканонических праздников относится маулид ан-наби – праздник рождения пророка Мухаммеда, который отмечается 12-го числа месяца раби аль-аввал. Поскольку точная дата рождения Мухаммеда неизвестна, праздник приурочивается ко дню его кончины. По случаю маулида читаются проповеди в мечетях, совершается коллективная молитва в честь Пророка, раздается милостыня.

Еще популярный праздник – аль-исра ва-ль-мирадж (ночное путешествие и вознесение) знаменует чудесное путешествие Мухаммеда в Иерусалим и его вознесение к небесному престолу Аллаха. По традиции, он отмечается 27-го раджаба. Во время праздника ночь 27-го раджаба проводится в бдении, чтении Корана и молитвах.

К числу массовых праздников шиитов, которые они отмечают помимо общемусульманских, относится день поминания шиитского имама и внука пророка Мухаммеда – Хусейна (ашура). Он приходится на 10-с число месяца мухаррама. В течение десяти дней этого месяца устраиваются мистерии, инсценирующие историю трагической гибели Хусейна. На десятый день происходит торжественное траурное шествие – оплакивание Хусейна.

Мусульманские праздники, памятные дни и обряды отмечаются по лунному календарю, а так как лунный год на 11 суток короче солнечного, то все даты ежегодно смешаются.