Основные дидактические концепции

В настоящее время в теории существует немало традиционных и инновационных дидактических концепций. Основные дидактические концепции можно подразделить на три группы по времени их возникновения. Первая дидактическая концепция сформировалась в соответствии с начальным периодом становления и развития системы начального и среднего образования в европейских странах в XVIII–XIX вв. под влиянием ее создателей Я. А. Коменского, И. Песталоцци, И. Ф. Гербарта и получила название традиционной. Ее отличительными особенностями стали доминирующая роль учителя, организация обучения на основе классно-урочной системы, довлеющая роль книжного обучения и словесных методов преподавания. Достижения традиционной дидактической концепции значимы и в наши дни.

Именно в рамках этой концепции были сформированы три основных положения дидактики.

1. Принцип воспитывающего обучения при организации обучения.

2. Формальные ступени, определяющие структуру образования.

3. Логика деятельности учителя на уроке – представление материала через его объяснение учителем, усвоение в процессе выполнения упражнений вместе с учителем и применение усвоенного в последующих учебных задачах.

На рубеже XIX–XX вв. начала формироваться новая дидактическая концепция, в основу которой легли первые достижения психологии о развитии ребенка и формах организации учебной деятельности. Этот этап в развитии дидактики совпал с этапом общего обновления всех сторон в жизни большинства развитых государств и Европы, и Америки, в том числе и реформирования традиционных педагогических систем, не отвечавших задачам нового времени. В русле реформистской педагогики одновременно во многих странах зародилась педоцентристская дидактическая концепция, отличительную черту которой можно выразить педагогической формулой "Vom Kindeaus" – "исходя из ребенка", предложенной шведским педагогом Эллен Кей (1849–1926) в книге "Век ребенка"[1]. Приверженцев этой концепции отличал призыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. Они считали, что ведущую роль в воспитании должны играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта, поэтому главные образцы реализации педоцентристской концепции получили также название теории свободного воспитания.

Большой вклад в развитие педоцентристской дидактической концепции внесли педагоги и психологи разных стран, создавшие свои авторские педагогические концепции и школы: итальянский врач-психиатр и педагог М. Монтес- сори (1870–1952), немецкий ученый В. А. Лай (1862–1926), австрийский философ Р. Штайнер (1861–1925), французские психолог А. Бине (1857–1911) и педагог С. Френе (1896–1966), американские педагоги и психологи Д. Дьюи (1859–1952) и Э. Торндайк (1874–1949), отечественные ученые-педагоги и психологи Π. Ф. Каптерев (1849–1922), К. Н. Вентцель (1857-1947), С. Т. Шацкий (1878-1934), В. П. Вахтерев (1853–1924), Π. П. Блонский (1884–1941) и многие др.

Авторы этой концепции сосредоточивали свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации воспитательно-образовательного процесса, из уважительного отношения к внутреннему миру ребенка, так не похожему на мир взрослого, из создания для ребенка атмосферы тепла, любви, защищенности. Поэтому весь учебно-воспитательный процесс согласно педоцентристской концепции должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой, для чего главным методом признавалось включение ребенка в свободную творческую деятельность: познавательную, художественно-творческую, игровую и трудовую.

Современная дидактическая концепция начала формироваться в последней трети XX в. и включила в себя достижения всей истории развития образовательной теории и практики. Исходный теоретический базис современной дидактической концепции строится на понимании обучения как развивающего и воспитывающего процесса, средства развития личности в соответствии с социально обусловленными целями и образовательными запросами граждан. Исходя из этого определения формулируются пять функций современной дидактической концепции:

1) социальная функция обучения, реализация которой направлена на формирование личности, отвечающей общественным потребностям и способной адаптироваться в современном мире;

2) личностно-развивающая функция, направленная на развитие способности человека к саморазвитию и самореализации, формированию духовной сущности и нравственному становлению;

3) функция здоровьесбережения, отвечающая за сохранение потенциальных способностей к здоровому развитию;

4) функция социальной защиты, способствующая формированию чувства жизненной устойчивости и мотивации на дальнейшую социальную активность в самых непростых жизненных условиях;

5) функция трансляции культуры, направленная на подготовку учащихся к освоению существующего культурного наследия и формирование устойчивой потребности к ее дальнейшему творческому развитию.

Важно также отметить, что современная дидактическая концепция строится, исходя из равноправного положения всех субъектов обучения, и потому одним из основных ее понятий является понятие "взаимодействие". На основе взаимодействия в современной дидактике разрабатываются различные формы сотрудничества педагогов и обучающихся, с одной стороны, и сотрудничество обучающихся друг с другом – с другой. Множество вариантов организации взаимодействия в учебно-воспитательном процессе породило несколько дидактических подходов в трактовке современной дидактической концепции, которые можно условно разделить на три группы.

Первая группа включает в себя коллективистский, деятельностный и личностный подходы, которые объединяет в себе целостный подход.

Вторая группа включает в себя системный, оптимизационный, технологический подходы, основные положения которых объединяет творческий (инновационный) подход.

Третья группа в настоящее время представлена одним, по активно развивающимся интегративным подходом, который отличается наиболее комплексным характером.

Все указанные подходы в учебном процессе теснейшим образом взаимосвязаны, взаимообусловливают, взаимопредполагают и взаимопроникают друг в друга, обладают чрезвычайно важным и основополагающим характером для развития современной системы образования.

Современная дидактическая концепция непосредственно связана с развивающейся социальной практикой, которая, наследуя классические традиции, всякий раз изменяется в соответствии с социальной ситуацией и преобразуется в соответствии с инновационными находками и решениями. На сегодняшний день существует семь актуальных проблем развития систем образования разных стран, решить которые призвана современная дидактическая концепция. Назовем лишь четыре наиболее острых.

Первая проблемаизменение целей образовательной системы, переход от "знание-центристской" организации обучения, определяющей ведущими целями и результатами обучения знания, умения и навыки ученика, к гуманистической личностно-центрированной ориентации, к развитию и самореализации сущностных сил, способностей и дарований человека как главной цели образования.

Вторая проблемазначительное расширение содержательной базы образования, что существенно усложняет и без того непростую процедуру отбора содержания образования.

Третья проблемапереход российского образования на позиции вариативности образовательных программ и многообразия типов учебных заведений.

Четвертая проблема – ориентация на региональные и этнические особенности деятельности школ, постепенный переход к нетрадиционным методам обучения, активное использование психолого-педагогической диагностики.

Поиски ответов на выявленные проблемы позволяют находить точки опоры и выделять основные направления работы по развитию образовательной практики. Так, в национальной образовательной стратегии "Наша новая школа" основные базовые положения современной дидактической концепции получили свое подтверждение в намеченных путях модернизации системы общего среднего образования: разработка новых образовательных стандартов, развитие личности ученика, подготовка нового поколения учителей на основе современных требований к его компетентности.