Основные черты права

Правовая система Древнего Китая развивалась под воздействием двух противоборствующих философских учений: конфуцианства и легизма (фацзя).

Общей чертой этих учений была их политическая направленность, стремление организовать китайское общество на "рациональных" и справедливых принципах. Однако каждая из школ понимала эти принципы по-своему.

Конфуцианство

Основателем конфуцианства был великий китайский мыслитель Конфуций, живший в VI–V вв. до н.э. Одним из основных положений конфуцианства была идея гармонии как главного условия всеобщего порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей. Важнейшим элементом гармонии являлись отношения между людьми, их поведение, которое должно было соответствовать "естественному порядку", т.е. морали и добродетели.

Конфуцианство отводило первостепенную роль в поддержании порядка нормам морали – "ли", а не закону. Следование традициям соблюдения "меры" во всем должно было, по мнению сторонников конфуцианства, побуждать человека к уступкам и компромиссам. В основе отношений в обществе должен быть принцип "сяо" – сыновней любви, почитания старших, а также вышестоящих начальников. Само же общество Конфуций рассматривал как большую семью, где правитель играет роль главы.

Требование строгого соблюдения "ли" находило выражение в скрупулезно разработанном ритуале и определяло отношение конфуцианцев к закону как к некоему мерилу, образцу правильного поведения, не требующему во всех случаях ни строгого соблюдения, ни обязательной судебной защиты.

Легизм

Зарождение легизма относят к VII–V вв. до н.э. Одним из основателей этого течения считается Гуань Чжэнь, который впервые выделил концепцию управления страной на основе закона, строго исполняемого всеми: правителем, чиновником, простолюдином. Окончательное оформление легизма происходит в III в. до н.э. и связано прежде всего с именем Шан Яна, считавшего невозможным существование людей вне рамок жесточайших наказаний. Шан Ян провозглашал обязательным применение превентивных мер и существование коллективной ответственности, поскольку они обеспечивают "хорошее управление". Основой общества он считал абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного и не подлежащего обсуждению закона руководит жизнью подданных. Малейшее нарушение приказов царя должно жестоко караться. Встав во главе Циньской империи, легисты попытались насильственно организовать общество по своим принципам. По преданию, циньский император Шихуанди в 213 г. до н.э. приказал сжечь все конфуцианские книги и умертвить несколько сот ученых-конфуцианцев.

Легисты (от лат. leges – законы) настаивали на том, чтобы управление опиралось на постоянно действующие законы, которые правитель хорошо знает, а подчиненные должны беспрекословно выполнять. Суд вершили администраторы, совмещая его с административными заботами. Они проповедовали идею бесполезности и невозможности существования людей вне рамок жесточайших наказаний, исходили из обязательности превентивных мер и коллективной ответственности, обеспечивающих "хорошее управление", отказывались признавать наличие какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного преступления. Жестоко карать, по их мнению, следовало даже за малейшее нарушение приказов государя.

Лесисты считали необходимым систематически обновлять чиновничество и назначать на должности за заслуги. Внутри чиновничества должна существовать жесткая иерархия и действовать единый порядок присвоения рангов знатности, наград и поощрения.

В своей полемике с конфуцианцами легисты исходили из постулата о злой, порочной человеческой природе, которую не в состоянии исправить образование и культура. Чиновники также должны восприниматься потенциально бесчестными, поэтому каждого из них следует заставить контролировать других. Как только законы вводятся в действие, все должны им подчиняться. Проповедуя своеобразное "равенство" перед законом, неотвратимость наказаний за совершенные преступления, легисты стремились лишить знать, чиновничество различных княжеств наследственных привилегий во имя укрепления сильной центральной власти.

По мнению одного из идеологов легизма Хань Фэй-цзы, в государстве мудрого правителя только законы служат учебником жизни.

"Закон не должен потворствовать знатным, отвес не должен подделываться под кривизну. Там, где действует закон, умный не может его обойти, храбрый не смеет ему противиться; наказания за проступки не минуют и сановников, награды за добрые дела не обходят и простолюдинов. Вот почему ничто не сравнится с законом, когда надо исправить проступки знати и показать преступления простолюдинов, усмирить мятеж и осудить заблуждение, избавиться от излишеств и устранить нелепость, установить единые правила для всего народа", – писал Хань Фэй-цзы.

В период династии Хань произошло слияние легизма и конфуцианства в новое учение – ортодоксальное ханьское конфуцианство, в основе которого лежала идея неравенства людей в силу социальных, сословных, ранговых различий, положения в семье, пола, возраста. Незыблемость этих различий должна поддерживать тщательная регламентация поведения людей в обществе и семье официальным ритуалом и жесткими моральными нормами "ли". Отказ от их соблюдения сурово карался законом "фа", который отождествлялся с уголовной и административной нормой.

Морально-нравственные принципы определяли стереотип поведения, право с помощью наказаний запрещало от него уклоняться. Это нашло выражение в следующих афоризмах: "там, где недостает “ли”, следует применять “фа”; или то, что наказуемо по “фа”, не может быть дозволено по “ли”; то, что позволено по “ли”, не может быть наказуемо по “фа”".

Слияние конфуцианства и легизма привело к тому, что нормы "ли" приобрели большую обязательность и формализм, а в право были перенесены целые пассажи из канонизированных к этому времени конфуцианских произведений "Чжоу ли", "И ли", "Ли цзы", в которых еще в начале второй половины I тысячелетия до н.э. были систематизированы и закреплены нормы конфуцианской морали.