Знамение единого таможенного тарифа (ЕТТ)

Среди инструментов общей торговой политики особого внимания заслуживает Единый таможенный тариф (ЕТТ), являющийся юридически обязательным для всех стран-членов.

ЕТТ играет важную роль в торгово-экономических отношениях участников таможенного союза ЕС с внешним миром. Прежде всего, он использовался и используется для защиты европейских производителей от конкуренции товаров третьих стран. Исходный среднеарифметический уровень ставок ЕТТ составлял 11%. В результате проводившейся в рамках ГАТТ/ВТО на протяжении последних десятилетий либерализации международной торговли произошло значительное его снижение – до 4,71% в 2011 г. Более трети тарифных позиций ЕТТ предусматривают ныне беспошлинный ввоз или обложение ввозимых товаров по ставкам, не превышающим 2%. Вместе с тем уровень тарифного обложения ряда товаров продолжает оставаться высоким. Максимальные ставки (100% и более) применяются к импорту аграрной продукции. Таким образом и при снижении среднего уровня пошлин ЕТТ успешно выполняет защитные функции в отношении особо "чувствительных" товаров.

Не менее продуктивно, как представляется, этот инструмент общей торговой политики применяется ЕС в целях содействия улучшению доступа европейских предприятий на внешние рынки. Наряду с предоставлением односторонних тарифных льгот в рамках Общей системы преференций для развивающихся стран, ЕС создал обширную сеть двусторонних преференциальных соглашений с отдельными третьими странами или группами стран, также по преимуществу развивающимися. На июнь 2013 г. действовало 35 таких соглашений. Как правило, помимо торговли товарами, преференциальный режим распространяется также, на основе принципа эффективной взаимности, на торговлю услугами, охрану прав интеллектуальной собственности, движение капиталов и инвестиций; тем самым создается благоприятный инвестиционный климат для расширения деятельности европейских компаний.

Заслуживают внимания также некоторые особенности структуры ЕТТ. В частности, высокая степень детализации единого тарифа – свыше 10 тыс. тарифных позиций и подпозиций – позволяет ЕС при необходимости выборочно снижать или повышать пошлины в отношении отдельных третьих стран (например, в ответ на дискриминационные действия других участников ВТО и с ее разрешения). Дифференцированные ставки представлены в так называемом Интегрированном тарифе ЕС (ТАРИК) – рабочем варианте ЕТТ, предназначенном для практического использования таможенными службами стран-членов. По существу, это информационная база данных, охватывающая все меры, применяемые ЕС в торговле с отдельными третьими странами или группами стран (антидемпинговые и компенсационные пошлины, снижение или временное приостановление взимания пошлин, тарифные квоты, общие преференции и т.п.). Имеется электронная версия ТАРИК, обновляемая по мере изменения условий ввоза конкретных товаров из какой-либо страны и доступная пользователям в режиме on-line.

Единообразное применение ЕТТ странами-членами требует унификации национального таможенного законодательства: применения единых методов таможенной оценки товаров, правил определения страны их происхождения и т.д. Сводом таких норм и правил, в основном базирующихся на положениях одноименных соглашений ВТО, является Таможенный кодекс ЕС, принятый в 1993 г. (его модернизированная электронная версия вступила в силу в 2009 г.). Таможенный кодекс имеет прямое действие и обязателен для исполнения во всех странах-членах.

Национальное таможенное законодательство применяется только в тех сферах, которые остались за пределами правоотношений, регулируемых нормами ЕС. В основном это вопросы, касающиеся организации и управления таможнями, а также вопросы ответственности за правонарушения в таможенной сфере, подпадающие под действие национального административного или уголовного права.

Завершение формирования таможенного союза и переход к общей торговой политике привели к существенному расширению компетенции ЕС в вопросах тарифной политики. С 1968 г. любое одностороннее изменение пошлин ЕТТ или временное прекращение их действия производятся решением Совета по предложению Комиссии. Полномочия в области двусторонних переговоров по тарифным и торгово-инвестиционным вопросам также перешли к органам ЕС.

Согласно новой статье 3 Лиссабонского договора, Европейский союз обладает исключительной компетенцией в сферах действия таможенного союза и общей торговой политики, а также в установлении правил конкуренции на едином внутреннем рынке, что имеет прямое отношение к деятельности таможенного союза. Такое положение имеет двоякие последствия для стран-членов: с одной стороны, значительно урезанными оказываются прерогативы национальных правительств в соответствующих областях; с другой стороны, выступая единым блоком, страны ЕС имеют больше возможностей отстаивать общие интересы в условиях обострения конкуренции на глобальном рынке.

Следует также отметить, что если до создания таможенного союза страны ЕС имели рычаги воздействия на импорт (тарифные и нетарифные), в том числе применявшиеся к ввозу товаров из стран-партнеров, то теперь они практически лишены средств самозащиты.

Римский договор 1957 г. предусматривал два вида защитных оговорок с целью смягчения неблагоприятных последствий либерализации взаимной торговли и переходом к единой торговой политике для отдельных стран-членов. Одни были рассчитаны на применение в течение переходного периода (в частности, Комиссия могла разрешить стране или странам, испытывающим особые трудности в процессе введения ЕТТ, отсрочить снижение или повышение пошлин по некоторым позициям их национальных тарифов) и перестали действовать вскоре после его окончания. Кроме того, странам-членам разрешалось, практически до завершения создания единого рынка, в экстренных случаях принимать самостоятельные защитные меры. В соответствии с Маастрихтским договором (1992) им предписывалось "запрашивать у Комиссии разрешение принять необходимые меры самостоятельно", а она, как правило, не давала согласия на их применение во внутрирегиональной торговле. В тексте Лиссабонского договора эта оговорка вообще аннулирована.

На сегодня действует только традиционная оговорка (ст. 36), допускающая запрещения или ограничения импорта, экспорта и транзита по соображениям общественной морали, общественного порядка и государственной безопасности, охраны здоровья людей и животных, защиты прав интеллектуальной собственности и т.п. Однако такие запрещения и ограничения не должны являться средством произвольной дискриминации или замаскированных ограничений в торговле между странами-членами.

Следует, однако, отметить, что с целью ускорить выход европейской экономики из мирового кризиса, разразившегося в 2008 г., было увеличено финансирование промышленности стран-членов на региональном уровне. В частности, Европейский инвестиционный банк расширил объем кредитных ресурсов для малых и средних предприятий до 30 млрд евро (т.е. па 10 млрд по сравнению с предкризисным периодом). В разгар кризиса осенью 2008 г. Комиссия разрешила многим странам-членам принять временные меры по оказанию государственной помощи компаниям и банкам. Таким образом удалось избежать принятия протекционистских мер в отношении стран-партнеров, что не раз происходило в кризисных ситуациях, случавшихся время от времени в прошлом.

В последние десятилетия на фоне относительного уменьшения роли тарифов в международной торговле акцент в деятельности таможенного союза ЕС все больше смещается в сторону таможенного администрирования. В документе Комиссии под названием "Стратегия для будущего таможенного союза", опубликованном в апреле 2008 г.[1], перечислены факторы, требующие совершенствования механизмов таможенного контроля. Главными из них названы:

1) перспектива дальнейшей либерализации международной торговли, грозящей увеличением притока контрафактной продукции на единый рынок из третьих стран (по оценкам Комиссии, уже является причиной потери 200 тыс. рабочих мест в странах ЕС);

2) такие нарастающие угрозы, как терроризм, организованная преступность, нелегальная торговля наркотиками, оружием и другими опасными материалами, т.е. проблемы, общие для большинства стран мира.

В числе прочих факторов, создающих проблемы прежде всего для ЕС, отмечаются увеличение масштабов трансграничного товарооборота, проходящего через европейские таможни (20% мировой торговли товарами); повышение уровня требований, предъявляемых к скорости поставок, а также необходимость повышения квалификации персонала таможен в присоединяющихся странах в свете предстоящего очередного расширения ЕС.

Решение этих проблем, особенно борьбы с контрафактной продукций, терроризмом и прочими угрозами требует развития таможенного сотрудничества па многостороннем и региональном уровне. Видимо, с целью повысить значимость углубления таможенного взаимодействия между странами-членами соответствующая глава в Лиссабонском договоре перенесена в раздел II ("Свободное передвижение товаров"), где она соседствует с главой о таможенном союзе.

В упомянутом выше документе Комиссии ставится задача совершенствования таможенного контроля на внешних границах ЕС на основе разумного баланса между упрощением торгового обмена и защитой общества от подобных угроз. Планируется создание электронной панъевропейской таможенной системы с возможностью обмена информацией, переход на полностью безбумажный и базирующийся на применении новейших информационных технологий процесс прохождения товара через национальные таможни (полная автоматизация намечена на 2013 г.). Для оказания помощи странам-кандидатам на присоединение к ЕС, в том числе в подготовке таможенных кадров, запущена программа действий на 2008–2013 гг. с бюджетом в 324 млн евро. ЕС финансирует большую часть расходов по техническому оснащению таможен и организации электронной связи между ними, а страны-кандидаты в основном берут на себя профессиональную и языковую подготовку таможенников.

Создание таможенного союза и особенно активизация таможенного сотрудничества на региональном уровне отразилось на деятельности таможен. Они продолжают оставаться национальными органами, в функции которых входит, в том числе, и применение таможенного законодательства ЕС, но их ответственность в связи с ликвидацией внутренних границ существенно возросла. Каждая входная таможня на внешних границах союза проводит таможенную очистку товара и выпускает его, после выполнения всех требуемых платежей и формальностей, в "свободное обращение" на всю таможенную территорию ЕС (а не только на свой внутренний рынок). Кроме того, национальным таможням отводится важная роль в реализации мероприятий на региональном уровне по борьбе с контрабандой, торговлей контрафактными товарами, незаконным ввозом наркотиков, оружия и рабочей силы, а также с "отмыванием" денег. На них возложен также сбор статистических данных о торговых потоках между странами ЕС и третьими странами.

Хотя таможенный союз ЕС был создан с опережением графика, на выполнение только минимальных требований, предъявляемых к таким союзам правилами ГАТТ/ВТО, ушло все-таки более 10 лет. Европейский опыт функционирования "зрелого" таможенного союза также свидетельствует о прагматическом подходе органов ЕС к решению некоторых, особенно болезненных для стран-членов вопросов. В частности, не предпринимаются попытки форсировать процесс гармонизации косвенного налогообложения, чтобы нс подвергать дополнительному риску строительство объединен ной Европы.

Успешное создание и функционирование таможенного союза ЕС в течение многих десятилетий позволяет выявить присущие этой форме региональной интеграции преимущества и недостатки, а также определить предпосылки эффективной деятельности таможенного союза.