Основное ОГЛАВЛЕНИЕ договора транспортно-экспедиторского обслуживания

В России экспедиторские компании действуют на основании Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

По договору экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом; обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой (ст. 801 гл. 41 ГК РФ).

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (там же). Правила гл. 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора выполняет перевозчик.

Договор на экспедиторское обслуживание заключается в письменной форме. Кроме того, клиент выдает экспедитору доверенность на выполнение необходимых операций.

Клиент обязан предоставить экспедитору всю необходимую документацию и информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные. В случае непредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации. Клиент песет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в настоящей статье.

Если из договора не следует, что экспедитор должен выполнять свои обязанности лично, то он имеет право привлечь к их выполнению третьи лица. Однако это не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора. Любая из сторон имеет право отказаться от исполнения договора, предупредив об этом в разумный срок другую сторону. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

Экспедиторские организации несут материальную ответственность за неисполнение договора на основании и в размере, определенном в гл. 25 ГК РФ "Ответственность за нарушение обязательств". Если будет доказано, что неисполнение договора произошло по вине перевозчика, то ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

По согласованию с предприятиями, фирмами, компаниями экспедиторская организация высылает им проект типового договора на транспортио-экспедиторское обслуживание, где регламентируются операции и оговариваются обязанности сторон. Договор может быть заключен в целом или частично по отдельным операциям.

По договору экспедиции экспедитор не несет ответственности за убытки от хищения, внутритарную недостачу содержимого грузов, принятых/переданных в исправной таре; убытки в результате хранения груза на открытом воздухе, если такое хранение было согласовано с клиентом или предусмотрено обычным порядком перевозки; соблюдение сроков перевозки при ненадлежащем оформлении товарно-транспортных документов грузовладельцем; прямые или косвенные последствия любого другого происшествия, в котором нет вины экспедитора.

В случае повреждения части груза, имеющей самостоятельную ценность (например, часть машины), или повреждения одного из взаимосвязанных предметов возможное уменьшение стоимости остатка груза не учитывается при определении размера возмещения.

По договору экспедиции клиент несет материальную ответственность:

• за ненадлежащее выполнение условий договора;

• непредъявление груза к перевозке;

• простой транспортных средств;

• направление груза не по адресу;

• ухудшение их качества из-за неправильности оформления, отсутствия или несвоевременного поступления поручений, разнарядок или других документов;

• низкое качество тары и упаковки;

• расхождение маркировки на грузовых местах с маркировкой, обозначенной в перевозочных документах;

• некачественное оформление товаросопроводительной и расчетной документации.

Право предъявлять претензии имеют предприятия и организации, заключившие договор экспедиции. Оставление претензии без ответа не допускается. Сторона, получившая претензию, обязана рассмотреть ее и ответить заявителю в течение, как правило, одного месяца со дня предъявления претензии. При частичном удовлетворении или полном отклонении претензии эта сторона обязана сообщить заявителю основания для отклонения и возвратить документы, приложенные к претензионному заявлению. В случае удовлетворения претензии в полном размере приложенные к заявлению документы не возвращаются. При полном или частичном отказе удовлетворить претензию сторона, предъявившая ее, имеет право передать дело в арбитраж.

За осуществление операций экспедиторские предприятия берут комиссионное вознаграждение. Величина комиссии зависит от объема работ, сложности предоставленных услуг, категории груза, вида задействованного транспорта, вида сообщения и маршрута перевозки. За чисто посреднические операции или услуги, не носящие производственного характера (например, выписка документации, содействие в планировании транспортных средств), величина комиссионного вознаграждения невелика (хотя может колебаться от фирмы к фирме, зависеть от региона, объемов поставок, трудности доставки и прочих условий); за более значительные операции и услуги – вплоть до 15% совокупных логистических расходов по доставке груза. Если речь идет об организации и обеспечении доставки особорежимных грузов, т.е. грузов, требующих от провайдера логистики особых усилий, то логистические фирмы берут вплоть до 60% совокупных логистических расходов или просто называют величину оплаты своих услуг.

В феврале 2001 г. на общем собрании ряда ассоциаций экспедиторов была создана единая ассоциация экспедиторов РФ (АРЭ). Одна из основных задач АРЭ была и есть создать правовую основу экспедиторской деятельности. В конце октября 2002 г. к АРЭ присоединилась Гильдия экспедиторов.

Наиболее профессиональная и мощная в финансовом отношении часть экспедиторов России – член АРЭ. Именно эта часть экспедиторов способна предоставить весь комплекс услуг, требуемых международной экспедиторской практикой, и обеспечивает доставку товара по системе смешанных перевозок.

Важное направление в деятельности АРЭ – работа по защите интересов российских экспедиторов на внутреннем рынке, представление этих интересов перед российскими структурами власти. Членство в АРЭ экспедиторов выгодно клиентуре – пользователям экспедиторских услуг. Оно является для них своего рода гарантией предоставления им своевременных и качественных экспедиторских услуг.

В 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". Основная цель закона – обеспечение условий для предоставления качественных экспедиторских услуг и снижения издержек при перевозках грузов посредством определения порядка и условий заключения и исполнения договора транспортной экспедиции.

Экспедиторские организации и предприятия – члены ЛРЭ в своей деятельности руководствуются в качестве элемента нормативной базы Генеральными условиями деятельности экспедиторов РФ, разработанными ранее АРЭ, принятыми собранием ассоциации и одобренными Торгово-промышленной палатой РФ.