Основания введения понятия "деятельность"

Основной причиной обращения к понятию "деятельность", видимо, была все отчетливее осознаваемая необходимость уйти от понятия "поведение", которое несло в себе груз житейских представлений и реактивного непосредственного ответа, введенного в науку Р. Декартом и возведенного бихевиористами и И. П. Павловым в ранг непогрешимой истины. Поведение животных в естественных условиях не вписывалось в "реактивные" представления и еще меньше вписывалось в них социальное поведение человека. Преобразующая активность человека как социального существа противоречила господствующим "реактивным" концепциям поведения начала XX в. Философским основанием для отказа от реактивных концепций послужили разработки немецкой классической философии об активной природе поведения (деятельности) человека.

Следующим основанием для обращения психологии к понятию "деятельность" стала ситуация в самой психологии. В начале XX в. стало ясно, что психика человека и животных связана с их образом жизни. Голландский антрополог, психолог и физиолог Ф. Бойтендайк (1887–1974) описал связь активности поведения и степени развития нервной системы и психики у животных: на низших ступенях развития психики стоят неподвижные и малоподвижные животные; на высших – стадные животные, особенно хищники, и животные, использующие локомоции для добычи и обработки пищи.

З. Фрейд и его последователи показали, что ОГЛАВЛЕНИЕ психики человека определяется особенностями его жизни. Требовалось понятие, которое было бы психологическим, но вмещало бы в себя основные характеристики жизни, в частности представляло бы собой взаимодействие живого существа с миром.

А. Н. Леонтьев в поисках ответа на вопрос о причинах развития психики человека и животных тоже упирался в факты зависимости психики от способа жизни субъекта. Но жизнь не могла стать понятием психологии. Требовалось понятие, вмещающее в себе факты поведения, но занимающее положение кусочка жизни. Эти два основания (философские построения и факты зависимости психики от жизни субъекта) послужили причиной введения в психологию понятия "деятельность" как единицы "жизни телесного материального субъекта"[1].

В настоящее время это понятие наполняется в психологии, социологии и философии различным ОГЛАВЛЕНИЕм.

Во-первых, такой термин используется как методологическая категория (принцип), которая лежит в основе деятельностного подхода в психологии. Развитию этого подхода послужили работы А. Н. Леонтьева по смысловому анализу деятельности, где последняя выступает средством анализа активности человека.

Во-вторых, этот термин используется частью авторов как обозначение специфически человеческой социальной преобразующей (чаще всего трудовой) активности человека и общества в целом. Наличие деятельности у животных при этом отрицается, но постулируется наличие у человека, наряду с деятельностью, поведения. Технологический анализ чаще всего неявно исходит именно из такого понимания деятельности, когда это понятие обозначает реальную активность живых существ, подлежащую описанию, анализу и объяснению.

Есть также подход А. Н. Леонтьева, для которого деятельность есть "единица жизни" живых существ, активно приспосабливающихся к условиям своей экологической ниши, в том числе и создающих себе нужные условия. Такое понимание требует рассмотрения развития деятельности в процессе эволюции: от простых, во многом фиксированных ее форм, обслуживаемых сенсорной психикой, к деятельности, реализуемой различными способами (операциями), и далее к вершине деятельности и отражения у животных – интеллектуальной деятельности и психике, когда животное приобретает способность решать двухфазные задачи и отражать не только отдельные предметы, но и отношения между ними (ситуации). Социальная преобразующая и созидательная деятельность человека, по А. Н. Леонтьеву, есть высшая стадия развития деятельности, которой соответствует сознательная форма (или уровень) отражения.

Естественно, при этом возникает вопрос о причинах развития деятельности в филогенезе и в онтогенезе. Вопрос важный, но он есть часть вопроса о причинах развития живого, которое, вероятно, имеет программу освоения живыми существами всех экологических ниш на Земле, что возможно только при увеличении числа разных видов живых существ – от простейших до сложных. Жизнь сложных существ не может быть простой, и потому их деятельность не может быть простой.

Мы видим, как усложняется предметное ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности, как сложность достижения предметов потребности усложняет структуру деятельности, что предполагает и усложнение отражения. Отдельный вопрос при этом – появление и развитие социальной преобразующей и созидательной деятельности человека и новой формы (уровня) отражения – сознания. По это особый вопрос, мы будем его рассматривать далее.